Судебный пристав-исполнитель арестовал счета и активы владельцев челябинского агрохолдинга «Макфа» – бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича и экс-депутата Госдумы Вадима Белоусова. Сумма арестованных активов составляет 100 триллионов рублей, так сказано в постановлении. Эта цифра обычных людей шокировала, а некоторые даже приняли новость за первоапрельскую шутку. Но факт остается фактом. В чем оказались виноваты Юревич с Белоусовым с их бизнес-империей и откуда внезапно появилась такая сумма – на «ФедералПресс».
Миллион на маргарине
Бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич никогда не скрывал, что, будучи студентом, сделал свой первый миллион долларов на перепродаже маргарина оптом. Возможно, начинающему бизнесмену помогли покровители, которые окружали будущего олигарха в смутные 90-е. И в итоге Юревич становится владельцем крупнейшего в Челябинске хлебокомбината № 1, совладельцем Челябинской макаронной фабрики и Сосновского хлебокомбината. Так и родилось «Агропромышленное объединение «Макфа».
АО «Макфа» росло и развивалось. В составе холдинга со временем появились предприятия в Московской, Свердловской, Курганской, Херсонской областях, в Ставропольском крае, на Алтае, где «Макфа» имеет собственный крупозавод. Собственный источник «ФедералПресс» рассказал, что Юревич был хорошим хозяйственником.
«Лично приезжал и все проверял на «Макфе». Работники до сих пор помнят, как он испытывал упаковку макарон на прочность. Просто с размаху швырял ее о стену. Если порвалась и товар рассыпался по полу – значит, плохая, надо закупать другую», – сообщил он.
Уход в политику
В 1999 году Михаил Юревич впервые стал депутатом Госдумы. Некоторые считали заявления молодого политика нелепыми и косноязычными, но к 2003 году выражать свою мысль Михаил Валерьевич вполне научился. Он снова выиграл выборы в Госдуму и решил избираться на пост главы Челябинска. В 2005 году он победил действующего мэра Вячеслава Тарасова, который 14 лет управлял городом.
«Электорат от Тарасова устал, хотя особых претензий к нему у народа не было. К тому же избирательная кампания мэра была скучной, какие-то замшелые конкурсы с гармошками в парках. А тут Юревич – молодой, интересный, с грамотными политтехнологами. То, что его обливали грязью подконтрольные Тарасову СМИ, лишь подогревало интерес людей», – высказал свое мнение источник «ФедералПресс».
В 2009 году Юревич повторно выиграл выборы мэра. А в 2010-м Дмитрий Медведев (он тогда был президентом России) внес его кандидатуру в заксобрание на пост губернатора Челябинской области. Так Михаил Юревич стал главой региона.
Бывших бизнесменов не бывает
На период губернаторства Юревича пришелся расцвет торгового бизнеса его семьи. В Челябинске построены огромные ТРК «Родник» и «Алмаз». Владело и управляло обоими торговыми комплексами ООО «Родник», которое входило в структуру холдинга «Макфа». Впрочем, Михаилу Юревичу де-юре он больше не принадлежал и был записан на его отца. Так же, как и 14-этажное здание отеля Radisson Blu, и земля под гигантский ТРК Cloud, и многое другое, что по документам отношения к экс-губернатору не имело. Так, личный водитель Михаила Юревича, например, вдруг оказался совладельцем ООО «Гринфлайт» – застройщика двух новых микрорайонов «Парковый» и «Академ Риверсайд».
Эксперт об изъятии активов южноуральских предприятий: «Юревич вряд ли сможет помочь «Макфе»
Но Юревич доверял не только родне и водителю, у него имелся надежный деловой партнер – Вадим Белоусов. Когда-то он являлся замгендиректора «Первого хлебокомбината», потом стал гендиректором в «Макфе» – эти предприятия принадлежали Юревичу. Михаил Валерьевич помогал Белоусову делать политическую карьеру. Сначала тот стал депутатом заксобрания Челябинской области, потом парламентарием Госдумы, и являлся им в течение трех созывов с 2011 по 2023 годы. И тоже, как и Юревич, формально ничем не владел, но его бизнес оказался в руках близких ему людей.
В этом и заключается сейчас претензия Генпрокуратуры к этим двум экс-политикам Южного Урала. Они являлись бенефициарами крупных компаний, работая в органах государственной власти. Создавая ложную видимость дистанцирования от бизнеса, нарушали все установленные антикоррупционным законодательством запреты, используя положение во благо своих фирм, которые росли и процветали.
Побег из России
В 2014 году Юревич был отправлен в отставку с поста губернатора и вернулся в Госдуму, где оставался до 2016 года. Но переизбраться туда не смог, хотя и готов был примкнуть к любой партии. После того как ему везде отказали, не удалось собрать подписи и как самовыдвиженцу.
Тучи сгущались над головой экс-губернатора. В 2017 году он попал под уголовную статью за получение взятки. Его обвинили в миллиардных откатах во время «дорожной революции», которую с ностальгией до сих пор вспоминают многие челябинские автомобилисты – «мол, при Юревиче дороги строили и пробок не было».
Сам автор «дорожной революции» внезапно улетел в Израиль, пожаловавшись на пошатнувшееся здоровье. А оттуда в Великобританию, потом на Кипр. Спустя год в Сети появилось видео, на котором абсолютно здоровый Юревич в трусах и майке танцует и 27 раз подтягивается на турнике в тренажерном зале. Ролик снят на телефон, а за кадром звучит английская речь. Сейчас Михаил Юревич находится в международном розыске и арестован заочно. А «Макфа» в год его исчезновения частично ушла в кипрский офшор Rantip Invest Limited.
Белоусов тем временем сумел переизбраться в Госдуму по спискам «Справедливой России» от Кировской области и получил депутатскую неприкосновенность. Впрочем, статуса парламентария по запросу Генпрокуратуры его все же лишили. По версии следствия, депутат входил в преступную группу, возглавляемую экс-губернатором Челябинской области. Парламентарий «выбивал» в Москве деньги под расширение дорог в Челябинске, но госконтракты отдавал исключительно подконтрольному «Южуралавтобану». А дальше им с Юревичем оставалось лишь получать многомиллионные откаты за ремонт и строительство дорог, которые развалились еще до их побега.
Когда Вадиму Белоусову инкриминировали взятку в размере более 3 млрд рублей, он категорически отрицал вину и даже продолжал делать политическую карьеру, выдвигаясь на пост главы Удмуртии. Но на второй день оглашения собственного приговора, когда уже стало понятно, что вердикт будет обвинительным, Белоусов не явился. Сослался на более срочные дела, и больше в России его не видели. Как и его друга Юревича.
Бешеные деньги
Как выглядят 100 триллионов рублей, которые арестовала Генпрокуратура, многие даже представить себе не могут. Наша редакция подсчитала, что если их пачками пятитысячных купюр грузить в десятитонные «Камазы», то понадобится две тысячи большегрузов. А вереница таких «Камазов», забитых деньгами, займет всю трассу от Чебаркуля до Миасса.
Впрочем, сумма иска потом может быть и снижена, поскольку подавался он по максимуму. Решения суда еще нет, поэтому точной суммы к взысканию тоже. Но уже понятно, что за «Макфу» и ее бенефициаров взялись всерьез. Больше всего надзорное ведомство беспокоит, что беглые олигархи могут выводить средства за границу за счет офшоров.
«Юревич и Белоусов в настоящее время продолжают под видом дивидендов выводить на Кипр и в Великобританию доходы от деятельности отечественных предприятий, ежегодный размер которых превышает 2 миллиарда рублей», – пишет «Российская Газета».
Спасение утопающих
На самой «Макфе» никак не комментируют происходящее. Возможно, холдинг, как и национализированный ранее ЧЭМК, будет сопротивляться. Такой вариант развития событий прогнозирует промышленный эксперт Леонид Хазанов: «Вполне вероятно, что «Макфа» попробует оспорить иск Генеральной прокуратуры, однако надо учесть, что ее основатель Михаил Юревич находится за границей и объявлен в розыск, поэтому вряд ли оттуда он сможет помочь «Макфе». В любом случае дело о возврате ее акций в доход государства будет рассматривать суд, и не исключено, что он удовлетворит иск Генеральной прокуратуры».
Источник «ФедералПресс» полагает, что все требования главного надзорного ведомства страны в отношении опальных Юревича и Белоусова будут выполнены.
«Государство взялось за самых обнаглевших. Раньше на «Макфе» Юревич макаронами кидался, а сейчас перебрасывает миллиарды на Кипр. И думает, что просидит там при деньгах до глубокой старости. Он не учитывает, что в нашей стране многое изменилось, поэтому никому ничего с рук уже не сойдет», – считает собеседник издания.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих
Национализация предприятий Южного Урала