Морской светофор, спасительный свет в океане, символ надежды – образ маяка, прямой и скрытый смыслы, его роль на географической карте и в качестве метафоры жизненных ориентиров много веков занимает человечество. Сегодня эти сооружения служат скорее страховкой для спутниковых навигационных систем, но романтический ореол, присущий многим явлениям, связующим прошлое с настоящим и будущим, не утратили. Выставка «Маяки России», открывшаяся в Музее Северного флота в Мурманске, знакомит с историей и сегодняшним днем маячной службы России, а еще убеждает посетителей в том, что маяки – важная часть исторического и культурного наследия морской державы.
Маячная вахта
На стенах небольшого зала музея 24 фотографии – финалисты конкурса «Маяки России», который Минобороны РФ провело совместно с Русским географическим обществом несколько лет назад. Фотографии – из разных уголков России от Калининграда до Владивостока и от Мурманска до Севастополя. И если учесть, что маяков в России насчитывается более 500, то получается, что в финал конкурса вышел только один из 20 – как сказал поэт, «маяк, чья башня привлекает взор скорей фотографа, чем морехода».
Маяк Инцы
Старший лейтенант гидрографической службы Северного флота Василий Бетехин проводит экскурсию для воспитанников мурманского филиала Нахимовского училища – рассказывает о судьбе самих сооружений и о людях, которые преданно служили и служат маячному делу. Их задача непростая и специфическая, да и испытание одиночеством выдержит не каждый. «В годы моей учебы наши преподаватели шутили: будете плохо учиться – пойдете работать смотрителем маяка», – улыбается Василий. Говорит скорее для «красного словца» – чтобы сегодняшние нахимовцы, а завтрашние, возможно, гидрографы, к учебе относились серьезно.
Святоносский маяк
Впрочем, сама история доказывает: должность смотрителя маяка чаще становилась поощрением, чем наказанием, да и ответственную задачу кому попало не поручали. До середины 19-го века нести вахту на маяки отправляли офицеров в чине не ниже поручика, а позже, когда персонал стал вольнонаемным, туда охотно ехали отставные начальники гидрографической службы или штурманы: жизнь вдали от суеты больших городов, в окружении невероятных по красоте пейзажей – чем не награда на заслуженном отдыхе.
Канинский Маяк
Питание от солнца
Однако так было в основном на юге и Балтике, где климат приятный, а земля плодородная. Судьба маяков арктических – прежде всего история противостояния природы и человека и испытания на прочность, рассказывает «ФедералПресс» начальник отдела гидрографической службы Северного флота капитан 1 ранга Алексей Корнис. Сегодня в ведении флота от норвежской границы до архипелага Новая Земля – 63 маяка и только пять – обслуживаемые, там живут семьи, некоторые – десятилетиями.
Сосновецкий маяк
«Эти пять маяков, среди которых Цыпнаволокский, Канинский, Кашкаранцы – наиболее важные с точки зрения обеспечения безопасности судоходства. Сюда завозят топливо, на некоторые – дрова, доставляется продовольствие – его стараются завезти раз в год как можно позже, чтобы обеспечить персонал свежим урожаем и другими продуктами», – поясняет Алексей Корнис.
Инцы
Впрочем, в задачи флота входит обслуживание не только этих объектов. В последние десятилетия источником питания маяков служат солнечные батареи. И хотя эффективность их работы в условиях арктических широт, где полярной ночью солнце не поднимается над горизонтом, некоторое время подвергалась сомнению, все же оказалось, что продолжительности полярного дня достаточно, чтобы зарядить батарею на целый цикл.
«С этой точки зрения более выгодным было использование радиоизотопных термоэлектрических генераторов, которые могли работать автономно до 20 лет, однако они становились объектами вандализма, считались не очень экологичными. Кроме того, на рубеже веков пришло время многие из них менять, и выбор был сделан в пользу солнечных батарей», – говорит гидрограф.
Цыпнаволокский маяк
Солнечные аккумуляторы установлены на 117 объектах Северного флота, не только на капитальных сооружениях, ведь маяком в России считается навигационный знак с дальностью видимости свыше 10 миль (почти 20 км). Их состояние ежегодно проверяют специалисты гидрографической службы. И не только проверяют – многие деревянные сооружения – навигационные знаки и небольшие маяки – требуют замены. Их изготавливают на берегу и в разобранном виде доставляют на место, где гигантский «конструктор» собирают и устанавливают. Миниатюрные модели этих сооружений также представлены на выставке «Маяки России».
Судьба маяков
Однако маяк – это не только надежный указатель на морских путях, но и объект, выполняющий еще одну важную задачу: провести свои корабли и сбить с толку противника, если он окажется в этих водах. «До сих пор существует система «работы по заявкам»: когда идет твой корабль, ты зажигаешь огонь, когда нет – ты его выключаешь. Так делают с 19-го века. Во время войны это тоже была одна из задач маячников, хотя с такой системой связаны и трагические страницы – последовательное включение маяков показывало врагу, где идет конвой, и караван легче было атаковать», – поясняет Алексей Корнис.
Терско-Орловский маяк
Сам он является научным руководителем комплексной экспедиции Северного флота и РГО «Помни войну», которая за последние три года обнаружила в северных морях порядка полусотни затонувших кораблей и судов, в том числе в районах, расположенных недалеко от маяков.
Говоря о судьбах людей, преданно служивших своему делу, гидрограф вспоминает историю Евлампия Багрецова, смотрителя Святоносского маяка с 1896-го по 1917 год. Внезапная потеря зрения не помешала ему выполнять свои обязанности. Желавшие занять место Багрецова писали на него доносы, однако проверяющая комиссия установила, что слепой смотритель настолько сжился с маяком, что «чувствует его работу, как свой организм». Да и 12-летняя дочь Мария помогала следить за маяком, подавала судам нужные флажные и туманные сигналы, зажигала огонь, чем, вероятно, спасла не одно судно. За эту работу девочку наградили серебряной Георгиевской медалью, ставшей первой боевой наградой Первой мировой войны на Белом море.
Моржовский маяк
Сегодня Святоносский маяк, объект культурного наследия федерального значения, нуждается в ремонте. Алексей Корнис надеется, что проект по восстановлению этого сооружения воплотить в жизнь удастся, хотя статус диктует свои требования – обычных волонтеров или энтузиастов для выполнения такой работы не пригласишь.
Впрочем, и для них есть обширное поле деятельности – прошлым летом добровольцы из разных уголков России под эгидой Единого волонтерского центра Мурманской области отремонтировали один из самых красивых маяков Кольского полуострова – в селе Кашкаранцы.
«Мы очень благодарны волонтерам и надеемся, что сотрудничество с ними по восстановлению маяков продолжится и в этом году. Есть два варианта – Вайдагубский и Териберский. Они находятся в живописных местах, важных и интересных с исторической точки зрения», – делится планами начальник отдела гидрографической службы.
Маяк Мишуков
Геополитические задачи
Сохранение существующих маяков, необходимость возведения новых объектов на севере – важная геополитическая задача, считает Алексей Корнис. Сегодня, когда развитию Арктики на государственном уровне уделяется пристальное внимание, маяки могли бы стать важными точками присутствия России в этой части света.
Жижгинский маяк
«Новые маяки нужны. Как строительство города всегда начиналось с храма, так и развитие новых неосвоенных территорий нужно начинать через обслуживаемые маяки, вокруг них может строиться остальная жизнь, происходить освоение побережья. Технически это возможно», – уверен гидрограф. Он полагает, что вдохнуть жизнь в некоторые маяки могли бы и туристы, которые охотятся за романтикой отдаленных мест.
Канинский маяк
Сегодня, когда технический прогресс не требует постоянного присутствия человека на таких объектах, роль обслуживающего персонала не менее важна, чем прежде, говорит Алексей Корнис. И дело не только в том, что маяк, пока за ним присматривают, может позволить себе выйти из строя на три часа в год, а необслуживаемый – дожидается подмоги неделями, а еще и в том, что, когда с маяка люди уходят, жизнь на нем заканчивается, пусть даже сердце светооптических аппаратов продолжает биться.
Городецкий маяк
Фото из архива гидрографической службы Северного флота