С начала СВО в нескольких регионах России действует высокий уровень террористической опасности, закрыто несколько приграничных аэропортов. Белгородская область регулярно подвергается обстрелам со стороны ВСУ, а теперь диверсии начались еще и регионах, далеких от границы. «ФедералПресс» обсудил с военными экспертами, чего добиваются такими терактами и как им противостоять.
Диверсии и обстрелы западных границ
Белгород и Курск подвергались атакам со стороны Украины с самого начала СВО, но к выборам президента РФ удары стали еще ожесточеннее.
«15 марта в результате обстрела села Козинка Белгородской области мужчина получил осколочные ранения груди», – сообщал в телеграм-канале губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков.
На день раньше Росгвардия сообщила об отражении атаки ДРГ у поселка Теткино в Курской области. 16 и 17 марта также была предпринята попытка проникновения диверсантов, а сам Белгород подвергся воздушной атаке. Нападения происходят практически каждый день, и, по мнению эксперта Академии военных наук Владимира Прохватилова, чтобы оградить регион от них, российские войска должны в ответ бить по частям ВСУ на территории Харьковской области.
«Когда начались обстрелы Белгорода, я неоднократно говорил, что нужна разведка, которая будет проглядывать территорию противника. Чтобы оперативно реагировать на выдвижение боевых групп. Представьте: БТР едет со скоростью 70 км/ч, а может, даже быстрее. Нужно время, чтобы подтянуть воинские части по опасному направлению. Буду рад ошибиться, но я этого не вижу. Кроме того, разведка должна засекать передвижение артиллерии, наносить удары по аэропортам, откуда запускаются дальнобойные ракеты», – рассказал Прохватилов корреспонденту «ФедералПресс».
Татарстан и Липецк
Если боевые действия на западных рубежах объясняются близостью к стране-агрессору, то сейчас можно говорить о том, что противник меняет тактику и все больше ударов наносит по далеким от границы российским городам.
2 апреля дроны атаковали предприятие в Нижнекамске, а также общежитие в ОЭЗ «Алабуга». Пострадали 13 человек – студентов политеха. Также украинский беспилотник долетел до Липецкой области. Атаки дронов совершались и на столицу, но запущенная система радиолокационной борьбы ограничивает возможности диверсий. Тем не менее 22 марта произошло нападение на Crocus City Hall, в котором эксперты видят «украинский след».
По мнению военного эксперта, полковника в отставке Виктора Баранца, такую тактику ВСУ перехватили у американцев и работают по их инструкциям.
«Удары вглубь нашей территории соответствуют американской военной доктрине, они ей и обучают. Американцы знают: не можешь победить с фронта – уходи в тыл. И все эти атаки по нашей территории, по мирным городам, по НПЗ – это все их решения», – рассказал Баранец в беседе с изданием.
Как спастись от диверсий
Опрошенные редакцией военные эксперты сошлись на том, что потенциальная угроза висит над каждым регионом страны и к этому надо быть готовыми. Любой город, где есть железнодорожные пути, важные промышленные объекты, может стать целью диверсионной атаки.
«Террористическими атаками по нашему тылу они хотят нарушить сердечно-сосудистую систему страны: железнодорожные пути, топливные станции. Только с этим связаны атаки по регионам, и все регионы, которые промышленно значимы для нашей страны, находятся в опасности», – объяснил полковник Баранец.
Тем не менее сопротивляться таким атакам можно. Прохватилов настаивает на том, что крупные промышленные объекты должны как можно быстрее обеспечить свою защиту.
«Противник уже перешел к террористическим методам борьбы. Подчеркну, удары по НПЗ я к ним не отношу. Для них это нормальные удары по инфраструктуре противника. Украинцы ведут войну. Но нефтебазы могут сами себя защитить. Пусть богатые нефтяники поставят зенитный комплекс на каждую нефтебазу вместе с Минобороны», – подчеркнул военный эксперт.
Кроме того, Прохватилов рекомендовал обучать мирных жителей противостоять атакам.
«Удары беспилотников – другое дело. Можно подключить население, выдать ружья. Беспилотник можно сбить дробью из простой двухстволки», – заключил он в беседе с корреспондентом.
Однако редакция рекомендует быть крайней осторожными с БПЛА, поскольку даже сбитый аппарат может детонировать.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева
Спецоперация