2024 год стартовал в Иркутской области с маленькой революции: в регионе решили коренным образом изменить систему местного самоуправления. «ФедералПресс» разобрался, зачем это нужно, какие плюсы можно ожидать от новаций и есть ли здесь подводные камни.
Зачем нужна муниципальная реформа
Сейчас Иркутская область разделена на 42 муниципалитета первого уровня: 31 муниципальный район, 10 городских округов, один муниципальный округ. Районы разделены на муниципальные образования второго уровня: сельские и городские поселения, которые управляются самостоятельно, имеют думу и собственного главу. Реформа предлагает ликвидировать администрации поселений, объединив их в муниципальные округа: так уже сделали в Чунском районе, планируют организовать подобное и в Усть-Илимском районе.
Такие меры могут помочь с точки зрения экономики: многие поселения не удовлетворяют требованиям национальных проектов и не могут получать федеральное финансирование. Укрупнение муниципалитетов позволит «залезть» в эти программы, пояснила «ФедералПресс» глава Подъеланского муниципального образования Усть-Илимского района Елена Коновалова.
«У нас население очень маленькое, записано здесь 297 человек, но по факту проживает меньше. Мы сегодня не можем вступить в программы, где требуется количество жителей от 1 тысячи человек. Нам не доступна «Комфортная городская среда» или тот же ремонт дорог», – рассказала она.
Глава отметила, что есть и другие программы, которые позволят сделать жизнь в поселении значительно лучше. Например, субсидию из регионального бюджета на ремонт дома культуры может получить только муниципалитет первого уровня. Сейчас Подъеланка – на уровень ниже.
«Чтобы попасть в программу по культуре, нужно, чтобы дом культуры был на уровне района, а не сельского поселения. Есть такие нюансы, которые при объединении дадут нам плюсы», – отметила Елена Коновалова.
С похожими тезисами выступал и губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
«Мы предложили новую формулу, которая даст территории дополнительные преференции для развития. В частности, среди плюсов, которые может получить муниципальный округ, – повышенные отчисления от ряда налогов и более широкие возможности для получения областных субсидий», – подчеркнул глава региона.
Депутат Законодательного собрания Иркутской области Виталий Перетолчин же отметил, что образование одного округа вместо нескольких разрозненных поселений позволит упростить управление территориями.
«Это дает возможность более системно и эффективно управлять территориями. Уверен, что такая форма принесет только пользу жителям Усть-Илимского муниципального округа», – сказал Виталий Перетолчин.
Политолог Виктор Лучкин в беседе с «ФедералПресс» оказался осторожен в прогнозах на счет успешности реформы. По его словам, пока новый порядок не введен окончательно, сложно судить об эффективности управления.
«О Чунском районе говорили, что можно повысить эффективность местного управления за счет того, что уберут лишние звенья. Момент разумный, но пока что спорный, потому что непонятно, как это все будет работать. На бумаге выглядит красиво, но при реализации могут вылезти подводные камни», – заключил эксперт.
Есть ли в реформе минусы
Простых и эффективных реформ без слабых сторон не существует. Даже самые необходимые меры обычно сопровождаются негативными моментами. Вопрос в соотношении полезного и вредного.
По мнению Виктора Лучкина, реформа может приоткрыть окно для коррупционеров: упрощение системы принятия решений позволяет этим пользоваться людям, готовым преступить закон.
«Каждый раз, когда мы упрощаем цепочку решений, появляется больший простор для коррупционных факторов. Когда в муниципалитете один человек всем заправляет, нет каких-то более мелких глав, депутатов, которые могли бы отследить какую-нибудь незаконную рубку вблизи отдаленной деревни, то риск упрощения коррупционных схем увеличивается», – уверен политолог.
Есть и проблемы вне аспекта политики и законодательства. Глава Подъеланского МО Елена Коновалова в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» отметила, что на сегодняшний день непонятно, как будут работать власти округа с хозяйственной точки зрения.
«Каждое муниципальное образование видит конкретные проблемы. Например, перегорел светильник – электрики приезжают, все чинят. У нас есть подрядчик рядом, у них есть трактор, который чистит дороги, с ними мы заключали договор. Его работа за час стоит всего 2,5 тысячи рублей. Снег выпал, метель прошла – он приехал и все почистил. Я не знаю, как все будет потом, как быстро это будет работать. Может быть, там будет один грейдер ходить по всем поселениям. Может быть, они будут работать с теми же подрядчиками, что и мы. Я не знаю, как будет, никто этого пока не знает», – высказалась глава муниципалитета.
Елена Коновалова с надеждой смотрит на реформу. Чиновница надеется, что жить в селах и удаленных городах станет если не лучше, то хотя бы не хуже, чем сейчас.
«Я надеюсь, что мы как жили, так и будем жить. Что и работники на местах [останутся] исполнять обязанности, пусть это будет не администрация, а другой орган. Что будут чиститься дороги. Что жить жители будут не хуже, чем при администрациях в поселениях», – отметила Елена Коновалова.
Виктор Лучкин нашел еще один негативный аспект в реформе. По его словам, на дальних территориях возможен кадровый голод.
«Проблема, с которой мы столкнемся в первую очередь – колоссальный кадровый голод. Я сомневаюсь, что в районах даже у «Единой России», достаточно квалифицированных сторонников, которые могли бы занимать управляющие посты в муниципалитетах», – отметил он.
Есть ли в реформе политика
Эксперты видят в происходящей реформе и политическую составляющую.
«Политический аспект налицо. Муниципальная реформа назревала давно. Муниципалитеты второго типа показали свою неэффективность, по мнению многих политических наблюдателей и серьезных ученых. Мы возвращаемся к системе, которая была в Советском Союзе. Делаем поменьше чиновников, поменьше депутатов, чтобы у нас не разрастался чиновничий аппарат», – высказал мнение Виктор Лучкин.
Он также отметил, что основной выгодополучатель от реформы – действующая власть. Цепочка управления сокращается, это упрощает работу и контроль.
«Начали с Чунского района, довольно большого по площади и богатого лесными ресурсами. Упрощение системы принятия решений, с одной стороны, это хорошо. Сравнить тот же велосипед или автомобиль. В автомобиле сломаться может много чего, в велосипеде – мало чего», – высказался Лучкин.
Политолог Сергей Шмидт же, напротив, не видит в реформе следа политики. Он уверен, что упрощение цепи принятия решений носит исключительно хозяйственный смысл.
«Большой политики, с моей точки зрения, в этом нет. Во всем этом скрываются мотивы оптимизации управления. В России эти мотивы подменили политику в классическом смысле. Идея в том, что, если у местного самоуправления нет денег и оно должно выпрашивать деньги у вышестоящего начальства, то пусть оно вышестоящему начальству и подчиняется», – отметил политолог в беседе с «ФедералПресс».
Лучкин отметил, что объединение территорий может помочь избежать политической турбулентности, когда главы муниципальных образований второго уровня могут хуже взаимодействовать друг с другом из-за политических разногласий.
«Не будет таких ситуаций, когда в отдаленном муниципалитете избирается какой-нибудь радикальный коммунист, который ведет политику в отрыве от всего района», – отметил Виктор Лучкин.
Сергей Шмидт уверен, что реформой могут быть недовольны люди, которые потеряют доступ к власти из-за возможного сокращения числа чиновников.
«Те люди, которые не смогут избраться в новые органы, скажут о недопустимости такого управления. Но с точки зрения руководства региона этими территориями так будет проще управлять. Поскольку вся ответственность лежит на руководстве региона, нужно понять и принять позицию губернатору и правительства», – отметил он.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Светлана Возмилова, Евгений Поторочин