Житель Омска на протяжении долгого времени участвовал в схеме с телефонным мошенничеством. Общая сумма обмана, к которому он причастен, превышает 4 миллиона рублей. Сегодня, уже из стен исправительной колонии № 8, он рассказал «ФедералПресс», как устроен этот криминальный бизнес, кто становится самыми частыми жертвами аферистов и почему необходимо с осторожностью отвечать на звонки с незнакомых номеров.
Заработок больше 30 тысяч в неделю
С осужденным Андреем Емельяновым (имя изменено. – Прим. ред.) мы встретились в тюремной библиотеке. На вид улыбчивый молодой человек, немного стесняясь, начал свой рассказ.
Все началось в 2022 году. Тогда Андрей работал менеджером розничной сети в магазине по продаже электронных сигарет. Денег хватало не всегда, и молодой человек решил подзаработать.
«Я нашел работу в телеграм-канале. В одну компанию требовался курьер, и заработок был выше того, что обычно предлагали за подобную работу – выше 30 тысяч в неделю. Я работал неофициально. Моя задача была перевозить деньги. Иными словами, я брал у людей деньги, отвозил их в банкомат и перечислял на карту руководителю. Поначалу я даже не предполагал, что занимаюсь мошенничеством», – рассказывает осужденный.
Удивляет и то, что Андрея не смутила легкая работа, за которую платят весьма солидные деньги.
«Спустя некоторое время я понял, что занимаюсь чем-то нелегальным. Да и в новостях часто начала мелькать информация, что участились случаи телефонных мошенничеств и в этом принимают участие курьеры, но я все равно продолжал обманывать», – говорит Андрей.
Молодой человек проработал недолго – ушел, но было уже поздно. «У меня в уголовном деле 11 эпизодов. Я брал обычно 10–12 % от суммы, а это порядка 50–70 тысяч рублей», – уточняет осужденный.
У каждого своя роль
Как и в любом бизнесе, телефонные мошенники четко распределяют обязанности. Обычно людей немного, но каждый мастерски выполняет доверенную ему роль. При этом, как говорит сам осужденный, не всегда люди друг с другом знакомы.
«Нас было трое. Причем своих «коллег» я ни разу не видел в глаза. Адрес получал посредством соцсети, где должен забрать деньги и инструкцию, что сказать. Обычно я не общался с жертвами, я просто представлялся курьером Дмитрием или Русланом, забирал пакет с деньгами. Люди думали, что я отвожу залог, а я на самом деле вез деньги в банкомат. У нас был главный, который распределял как роли, так и деньги между нами и говорил, куда ехать. Второй человек звонил потенциальным жертвам, а я был курьером. Я даже не знал этих людей, откуда они и как сложилась их судьба»,– рассказывает молодой человек.
Андрей рассказывает, что его сообщники, звоня потенциальным жертвам, обычно представлялись сотрудниками Следственного комитета. Сообщали, что родственник попал в аварию и для решения вопроса необходимы деньги: или выкуп, или на лечение, или для того чтобы избежать уголовного дела. При этом кто именно был по другую сторону телефонного провода, мошенников не интересовало.
«Все равно, кого обманывать. В основном нашими жертвами становились пенсионеры. Хорошо помню свой первый заказ. Это было лето. Мне дали первый адрес, я вызвал такси и выехал. Ко мне вышла пожилая женщина с пакетом, в котором была крупная сумма денег, по-моему полмиллиона. Я забрал и уехал», – поясняет осужденный
По словам Андрея, для «работы» в этой сфере не требуются профессиональные психологические курсы. «В моем случае приехал, забрал деньги и уехал», – говорит осужденный.
По ту сторону решетки
Молодой человек рассказывает: лишь недавно он осознал, что находится в колонии и вернется на свободу только спустя несколько лет. Андрея признали виновным, и суд вынес приговор – 5 лет исправительной колонии.
«Хорошо помню, как меня задержали. Я уже ушел с этой «легкой» работы, был теплый летний день. Я вышел к другу, и возле моего подъезда оперативники меня задержали. Я понял, что попал. Жалею, что не слушал свою маму, которая всегда мне говорила, что легких денег не бывает. Родители, конечно, были в шоке от случившегося», – вспоминает осужденный.
Два месяца домашнего ареста, потом следственный изолятор и, наконец, исправительная колония. По словам Андрея, он думал, что за решеткой будут нечеловеческие условия, о которых нередко рассказывают в фильмах.
«Представлял, что будет хуже... Однако все было бы лучше, если бы я не был здесь. У меня иск на 4 миллиона 436 тысяч, но благодаря тому, что в исправительной колонии я уже могу работать и постепенно гасить долг», – признался молодой человек.
Одним из удививших его моментов за решеткой оказалось то, что рассказы о «тюремных кол-центрах» в других регионах оказались не соответствующими действительности.
«Я слышал, что в других колониях, не в Омской области, возможно получить телефон с воли и совершать мошеннические действия. Конкретных примеров назвать не могу. Мои приятели-сокамерники – люди, оказавшиеся здесь впервые, и подобного прошлого у них нет. Многие из них сидят за мошенничество, но не связанное с телефоном», – делится осужденный.
По словам специалистов регионального УФСИН, у осужденных даже здесь есть возможность получить образование и трудоустроиться. Но пока свободное время Андрей предпочитает проводить в библиотеке.
«Я не особо любил читать книги, прежде чем попал сюда. Здесь начал читать. В основном это Стивен Кинг – один из моих любимых писателей. Это фантастика», – говорит Андрей.
С мыслями о воле
Отбывать наказание молодому человеку еще несколько лет. Он говорит, что сожалеет о том, что жизнь проходит мимо. О будущем пока не думает, главная цель – выйти на свободу.
«Мне 21 год, и можно было сделать много всего. Хочу получить высшее образование – уйти в аграрную сферу», – отметил Андрей.
В финале нашей встречи бывший курьер дает совет, как не стать жертвой телефонных мошенников.
«Если позвонил неизвестный человек, прежде всего необходимо поинтересоваться, кто звонит, и ни в коем случае не говорить слово «да», поскольку его могут записать, вырезать и скомпоновать в свою пользу. Не называть личные данные. Надо быть более осторожным. Это раньше можно было ответить на любой номер, а сейчас нет. Мошенники могут спросить жизненно: «Ира, это ты»? Обычно в таких случаях говорят да, а нельзя», – рекомендует осужденный.
Фото: предоставлено УФСИН по Омской области, unsplash.com