История общественного автотранспорта в Москве началась 18 апреля 1922 года – тогда между Каланчевской площадью и Белорусским вокзалом начал курсировать самый первый в столице автобус. О том, каким он был и во что автобусы превратили систему общественного транспорта столицы, – в материале «ФедералПресс».
Начало пути
Первый московский автобус запустили в эксплуатацию в 1922 году. В то время не было четкого расписания движения, поэтому транспорт просто возил пассажиров по мере необходимости.
Регулярно курсировать по Москве общественный автотранспорт начал только в августе 1924 года. В столицу было закуплено восемь автобусов фирмы «Лейланд» из Англии, которые ходили по маршруту от Каланчевской (сейчас – Комсомольской) площади до Белорусского вокзала. Однако проезд на автобусе стоил дороже, чем на трамвае, поэтому большинство москвичей все же предпочитали передвигаться по рельсам.
Как был устроен первый автобус
Машины, выходившие на маршрут в те годы, были далеки от современных образцов комфорта и технологичности. Это были относительно простые автобусы вместимостью до 17 человек. Чтобы войти в салон, следовало подняться по лестнице, установленной за задними колесами. Кабина водителя была отделена от салона. При этом в автобусах было много места и они имели мягкие сидения.
Цена билета «на одну остановку» составляла четверть миллиона бумажных рублей. Двигались автобусы по нашим меркам достаточно медленно, но тогда для москвичей они стали символом новаторства и прогресса.
Дальнейшее развитие автотранспорта
Запуск автобусного маршрута положил начало развитию общественного транспорта в Москве. С тех пор столичный автобусный парк рос и модернизировался, а маршрутная сеть расширялась, охватывая все больше районов города. Автобусы стали неотъемлемой частью жизни москвичей.
В январе 1925 года власти столицы приобрели еще 16 «Лейландов», что позволило открыть две дополнительные линии между двумя парами московских вокзалов. К концу того же года «Мосгортранс» пополнил свой автопарк еще 30 автобусами MAN из Германии, 12 французскими «Рено» и двумя американскими «Фордами». Благодаря этому появилась обновленная маршрутная сеть.
Как автобусы изменили Москву
Благодаря дешевизне и удобству эксплуатации автобусы быстро потеснили другие виды общественного транспорта в Москве. К началу 1930-х годов трамвайные пути исчезли с большинства центральных улиц. Автобусный парк постоянно расширялся, и к 1930 году в Москве уже курсировало 177 машин различных марок. Однако из-за постоянной перегруженности общественного транспорта до 65 % жителей продолжали передвигаться преимущественно пешком.
Для увеличения объемов перевозок в 30-е годы в Москве даже запустили машины с двухэтажными салонами (совсем как в Лондоне, где был создан самый первый московский автобус!). Использовались также пассажирские прицепы на 23 места, но они не получили широкого распространения.
Радикальным решением транспортной проблемы столицы стало строительство Московского метрополитена, который был запущен в эксплуатацию в 1935 году.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, как был создан первый в мире автомобиль.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0