Екатеринбургскому метрополитену 26 апреля исполнилось 33 года. «ФедералПресс» расскажет, какими усилиями городу удалось получить метрополитен и какие тайны хранит екатеринбургская подземка.
Отсутствие финансирования и затягивание сроков строительства
Идея строительства в Свердловске метро появилась в 1960-х годах. В то время метрополитен был доступен только городам-миллионникам. Долгое время столица Урала не могла претендовать на это звание, но в 1967 году на свет появился миллионный свердловчанин, благодаря которому проект по строительству метрополитена достали из пыльного ящика. Достали, посмотрели и отложили еще на несколько лет, вплоть до 1980 года.
Сначала свердловчанам должны были подарить уже до конца достроенное метро на 250-летие города, затем на очередной Новый год, 8 Марта, День города и иные праздники в календаре. Сроки все время съезжали. В итоге правительство остановилось на 1989 году, но рабочие не успели достроить желаемые 40 станций и три ветки метро.
Причины затяжного строительства
Строительство екатеринбургского метро стало самым долгим в истории России.
Основной причиной, по которой темпы строительства замедлились, стало, конечно, отсутствие рабочих рук и финансов. Во-первых, метростроевцам не хватало узкоспециализированных работников: штукатурщиков, отделочников, маляров. Во-вторых, в 1990 году финансирование метро за государственный бюджет было прекращено, что привело к сокращению линии метрополитена до трех станций «Проспект Космонавтов», «Уралмаш» и «Машиностроителей».
Первый вагон проехался по этому маршруту 30 декабря 1990 года, после чего метростроители еще 4 месяца устраняли дефекты, а уже 26 апреля 1991 года метро приняло первых пассажиров. По трем станциям курсировал четырехвагонный состав, в котором из-за маленького числа пассажиров поначалу работали только первый и последний вагоны.
Позже были открыты все остальные станции: «Уральская» построена в 1992 году, «Динамо» и «Площадь 1905 года» появились лишь в 1994 году, спустя 12 лет со дня начала строительства. Далее была «Геологическая», ставшая первой станцией, открытой в XXI веке, после «Ботаническая» в 2011-м и «Чкаловская» в 2012 году.
Из СССР в Россию
Екатеринбургского метро стало первым, которое было возведено на Урале, и последним в Советском Союзе.
Станции «Проспект Космонавтов» и «Уралмаш» строил известный свердловчанин и лидер уральской рок-группы Nautilus Pompilius Вячеслав Бутусов. Будущий рокер входил в специальную группу, которая занималась архитектурными чертежами и интерьерами станций.
Причина, по которой первыми были построены именно эти две станции, озвучил первый секретарь Свердловского обкома КПСС в начале 1980-х годов Борис Ельцин.
«Уралмашевцы заслужили право возвращаться домой с первомайской и октябрьской демонстраций на метро!» – говорил Ельцин.
А вот первой станцией, которую построили уже в России, стала «Геологическая», законченная в 2012 году. Ее название говорит само за себя: архитектурные формы отсылают к богатствам уральской земли. Именно поэтому на станции можно найти натуральные камни, мозаики и необычные природные узоры.
Три ветки метро и призрачная станция
Изначально предполагалось, что в подземелье Екатеринбурга будет целых три ветки метро. Планировалось, что станций сделают 40, их достроят и торжественно откроют к 2012 году. Позже все поняли, что средств и нервов хватит лишь на 9 станций и одну ветку.
В самом первом плане уже привычные всем станции метро имели другие названия:
- «Ботаническая» – «Щорса»;
- «Чкаловская» – «Большаковская»;
- «Геологическая» – «Куйбышевская»;
- «Динамо» – «Дзержинская»;
- «Уральская» – «Свердловская»;
- «Машиностроителей» – «Калининская»;
- «Уралмаш» – «Орджоникидзевская»;
- «Площадь 1905 года» и «Проспект Космонавтов» название не меняли.
Существует и станция-призрак – «Бажовская». Названа в честь известного уральского писателя Павла Бажова, дом-музей которого расположен поблизости. Предполагалось, что она будет находиться между «Геологической» и «Чкаловской» станциями, но финансирования на ее строительство не хватило.
Станция «Уральская», или «дно» Екатеринбурга
На сегодняшний день общая длина екатеринбургского метрополитена достигает 12,7 км, а максимальная глубина, 42 метра, – у станции «Уральская». Местные однажды прозвали эту станцию «дном» Екатеринбурга.
Именно на этой станции есть тупиковая стена. Изначально планировалось, что метро свяжут с железнодорожным вокзалом, однако позже от этой идеи отказались.
Затем предполагалось, что эта стена была специально создана для того, чтобы изобразить на ней эпизоды из истории Екатеринбурга, а также портрет Василия Татищева, но и этот миф был развеян.
Еще одним предназначением этого тупика считается выход со станции метро в сторону улицы Челюскинцев, но позже и этот проект сошел на нет из-за того, что не хватило бюджета.
Столичные жетоны
В Екатеринбургском метрополитене сейчас вовсю идет установка новых турникетов, которые, во-первых, выглядят эстетично и современно, во-вторых, не бьют граждан и не причиняют им адской боли и, в-третьих, все еще позволяют оплачивать проезд жетонами. Последние, ко всему прочему, были высланы из Москвы в Екатеринбург. Поэтому, оплачивая проезд в уральском метрополитене, можно сфотографировать жетон, и вот ты уже в московском метро.
Мифы екатеринбургской подземки
Как и многие полузасекреченные стратегические объекты (именно таковым является метрополитен, которому отведена роль гигантского бомбоубежища на случай ядерной бомбардировки), екатеринбургская подземка породила несколько городских легенд. Они, на самом деле, довольно стандартны для метро. В 90-е годы ходили слухи о гигантских крысах, шныряющих в темноте тоннелей.
Кроме того, горожане рассказывали друг другу о секретном бункере, в котором предстоит скрыться местной элите в случае войны. Как правило, городской фольклор локализует его именно в районе неоткрытой станции «Бажовская».
Наконец, умы горожан будоражит соседство метро с подземной речкой Мельковкой: ходят слухи, что, если мощные насосы, откачивающие жидкость из тоннелей, остановятся хотя бы на несколько часов, воды запертой под землей реки затопят лабиринт метро.
Ранее стало известно, что в Екатеринбурге запустили космический поезд. Открывали его самые известные космонавты, родившиеся в Екатеринбурге: Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Андрей Федяев
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Антон Федулов, Полина Зиновьева