Военные воспоминания – не новый литературный жанр, о своих походах вспоминали российские офицеры и в XVIII и XIX веках. Однако своего расцвета он достиг именно во время Великой Отечественной войны, когда каждый советский школьник наизусть знал фронтовые стихи. Ко Дню Победы «ФедералПресс» разбирается в роли военной поэзии для современников и будущих поколений.
Воспоминания офицеров империи
Война во все времена отпечатывалась в памяти людей. Из сухого перечисления фактов, дат, карт и цифр переживания о войне постепенно стали полноценным литературным жанром. Обратимся к XIX веку и воспоминаниям классиков русской литературы о военных походах. Лев Толстой, известный сегодня каждому школьнику, по праву может считаться первым российским военным корреспондентом. Писатель принимал участие в Крымской войне и из действующей армии посылал для публикации в журнал «Современник» ставшие настоящей сенсацией «Севастопольские рассказы». Михаил Лермонтов, занявший не менее почетное место в отечественных учебниках, цикл своего творчества посвятил военной службе на Кавказе.
Если воспоминания Толстого описывают скорее дикий ужас происходящих событий, то Лермонтов смог найти в покорении Кавказа лирические сюжеты: его стихи пронизаны манящей романтикой гор, любовью и глубокими личными переживаниями героев.
Именно так и зарождался жанр военной литературы. Но если в позапрошлом веке он был уделом аристократов, то уже в годы Великой Отечественной войны стал сильнейшим объединяющим элементом для всего общества. Как это произошло, мы с вами и попробуем разобраться.
Военная проза советских лет
Самая страшная война в истории страны неоднократно осмыслялась в литературе: стихи Симонова и Твардовского были спутниками солдат в окопах, «лейтенантская проза» поколения фронтовиков раскрывала военную повседневность.
«Военная поэзия была в России всегда: можно вспомнить не только классическое «Бородино» Лермонтова и поэмы конца XVIII века. Но только к середине XX века этот жанр окончательно сложился, и самое главное – стал доступен и понятен массовому читателю», – рассуждает в беседе с «ФедералПресс» директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. М. А. Шолохова, историк и политолог Владимир Шаповалов.
Стоит отметить, что ранняя советская литература была пронизана суровой холодностью, но уже в первых сочинениях о Великой Отечественной войне чувствуется трогательная лиричность даже в восприятии фронтовых будней.
«Гвозди б делать из этих людей: / Крепче не было б в мире гвоздей» (Николай Тихонов, между 1919 и 1922), – эти строки о гибели военных моряков разительно отличаются от того, как писали на эту тему фронтовики Великой Отечественной.
Настроение всей фронтовой поэзии задал Константин Симонов. Он сменил главную идею советской литературы – долг и даже смерть во имя долга – на надежду и любовь, которые сопровождают и спасают солдата.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
(Константин Симонов, «Жди меня, и я вернусь…», 1941 год)
Даже один из самых известных литературных солдат – Василий Теркин – в произведении Александра Твардовского стал лирическим героем. Образ ловкого солдата, рожденный еще в Первую мировую войну Ярославом Гашеком, в советской литературе неожиданно собрал в себе и серьезность – на войне нет места скепсису, и ужас – гибель на переправе, но в то же время и любовь. Симонов открыл в войне общечеловеческое начало, Твардовский же соединил его с гуманистическим пафосом отдельного солдата.
Вообще, в фокус лучших книг времен Великой Отечественной практически сразу попали отдельные люди. Правильные и неправильные, политически подкованные и безыдейные. Главное – живые и желающие вернуться домой.
Кто писал военную лирику
Как массовое явление военная поэзия в России появилась именно во время Великой Отечественной войны.
«С чем это связано? По сути, в этот период времени поэзия становится одним из литературных и культурных языков, которые воспринимаются обществом, народом», – продолжает Владимир Шаповалов.
Военная служба сплотила все народы Советского Союза, все общественные классы и поставила всех в один ряд перед общей бедой. Помимо уже упомянутых Симонова и Твардовского, в списке поэтов мы видим и татарского поэта – Мусу Джалиля, не дожившего до грандиозной победы. Он родился в 1906 году в Оренбургской губернии, был членом ВКП(б) с 1929 года и страшно закончил свою жизнь в немецком плену: Муса Джалиль был казнен на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плетцензее в Берлине. Был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
«Окоп мой узкий, он сегодня грань
Враждебных двух миров.
Здесь мрак и свет
Сошлись, здесь человечества судьба
Решается на сотни сотен лет»
(Муса Джалиль, «Письмо из окопа», 1941 год).
Еще один известный советский поэт-романтик – Павел Коган – родился в еврейской семье в Киеве. Будучи негодным к военной службе, он сам окончил Военный институт иностранных языков Красной Армии (ВИИЯКА) и отправился на фронт. 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная Голова под Новороссийском Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку, в которой он был убит. Фронтовых строчек Когана не сохранилось, но еще до начала войны его стихи стали удивительным предсказанием:
Сквозь вечность кинутые дороги,
Сквозь время брошенные мостки.
Во имя юности нашей суровой,
Во имя планеты, которую мы
У мора отбили,
Отбили у крови,
Отбили у тупости и зимы.
Во имя войны сорок пятого года…
И, конечно, мы не можем не упомянуть известного на весь Советский Союз, а теперь и Россию аварского поэта Расула Гамзатова. Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в аварском ауле Цада Хунзахского района Дагестана в семье народного поэта Гамзата Цадасы. Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и после войны окончил литературный институт им. Горького. За годы творчества изданы десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира. Но самым проникновенным его произведением навсегда останутся «Журавли».
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
(«Журавли», Расул Гамзатов).
В советской фронтовой лирике война стала общим делом всего народа, но делом конечным. Поэзия пропитана стремлением к победе и мирной жизни.
Война через призму поэзии
Сухие сводки советского Информбюро ежедневно докладывали обстановку на фронте. Но, как мы уже писали, «карты, даты и цифры» создают впечатление «войны где-то там». Несмотря на то, что практически каждая семья понесла потери на фронтах или в тылу, настоящие переживания в масштабе всей страны были созданы именно военной литературой. Фронтовые стихи и рассказы через газеты рисовали советскому читателю ту войну, которую он мог прочувствовать до дрожи. А что еще важнее, ощутить надежду, что рано или поздно война закончится.
«Поэты-фронтовики, которые создали великие произведения о войне, смогли донести до нашего народа основные смыслы, которые народу были созвучны к этому времени, поэтому поэзия становится народной», – продолжает беседу Шаповалов.
Историк отмечает и социальный аспект популярности военной поэзии. После революции образование стало доступно широким слоям населения, а печатные журналы набирали популярность наряду с радио и кино. То, о чем писали литераторы-фронтовики, находило отзыв в сердцах читателей.
«Этот процесс в нашей стране происходил с начала XX века, особенно после революции. Одновременно с развитием других средств коммуникации, таких как телевизор и радио, поэзия стала одним из основных каналов общения с населением. Если еще в XIX поэзия – удел избранных, то во время ВОВ вся страна знала стихи Симонова, которые вдохновляли наших людей на победу», – отметил историк.
В беседе с изданием Шаповалов согласился, что многонациональная, простая и трогательная военная лирика сыграла свою немалую роль в приближении победы. Она поддерживала и солдат в окопах, и мирных граждан в тылу.
«Стихи выражали эмоции, которые испытывали фронтовики. И эти эмоции были очень нужны нашему обществу, даже самым мирным людям. Эмоции объединяют людей, и на войне именно это объединение было просто необходимо», – заключил Владимир Шаповалов.
Стихи и песни звали советских людей на бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Поэзия в годы войны занимала огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в наши силы, помогала переносить испытания, то есть помогала людям жить.
Спустя десятилетия уже внуки ветеранов могут не раскрывать памятный семейный альбом на День Победы, но все равно знают строчки «Жди меня…».
Фото: ФедералПресс / Галина Алимпиева, РИА Новости / Александр Невежин, Николай Кочнев, Ф. Акчурин, С. Васин
День Победы – 2024