Все больше людей начинают соблюдать здоровый образ жизни и следят за питанием. Многие отказываются от сладкого, мучного и жирного, тем более с появлением специальных калькуляторов и приложений стало намного проще считать количество калорий и макронутриентов. Однако веяния моды не всегда бывают полезными или безопасными, и это же касается «правильного» питания. О своем опыте рассказала Яна из Якутска.
Как я набрала вес
В год окончания университета я набрала 10 кг лишнего веса. Может, звучит не так устрашающе, как 50 или 100 кг, но когда ты ростом чуть менее 160 см и обычно весишь 52–55 кг – это на самом деле не лучший расклад. Я питалась пельменями с майонезом, чипсами, шоколадными батончиками, запивая все это пакетированными соками, а иногда и пивом. Из-за напряженной учебы могла подолгу не спать и, соответственно, есть в это время. Так я с 42 размера перешла на уверенный 46. Пробовала заменять приемы пищи на полезные перекусы, но из-за незнания ими для меня были питьевые сладкие йогурты или калорийнейшие смеси цукатов и орехов, которые иронично называются спортивными. Естественно, все это приводило лишь к откатам и дальнейшим зажорам.
Не есть после шести
Увидев свои фотографии с вручения диплома, я решила всерьез заняться своим внешним видом. Меня совершенно не воодушевил вид гусенички в обтягивающем платье с щеками, стремящимися к плечам.
В то время были популярны паблики вроде «40 кг», где постили мотивирующие фото стройных моделей, объясняли, как добиться «нужного» количества просветов между ногами и торчащих ключиц и ребер. Там были и советы по питанию, некоторые из них я взяла на вооружение. Так, к примеру, я могла несколько дней питаться супами из крошечного кусочка курицы с овощами и обезжиренным кефиром, а иногда и вовсе не есть, устраивая разгрузочные дни. Кроме того, для меня действовало пресловутое правило не есть после шести. Взвешивалась я каждое утро, и цифры довольно стремительно шли вниз. Меня это все больше подзадоривало, и я даже ушла от частых срывов. Для этого помимо прочего пришлось отказаться от встреч с друзьями в кафе и ресторанах. В гости я тоже почти не ходила либо же шла и сидела злая и голодная, с пустым чаем.
Одновременно с этим я начала каждый вечер по 1,5 часа тренироваться по YouTube, после чего проводила кучу времени в ванной, делая жесткий массаж от целлюлита. На ужин позволяла себе одно яблоко. Так я похудела до 42 кг, и вес встал. У меня было маниакальное желание дойти до названных 40 кг, однако вес встал, а есть еще меньше у меня попросту не получалось.
Полезное и натуральное
Между тем на глаза все чаще стали попадаться фотографии спортсменок фитнес-бикини, и мне захотелось быть похожей на них – с округлостями в нужных местах и рельефом. Просто быть стройной уже не казалось привлекательным. Тогда я собралась с духом и пошла в тренажерный зал. Одновременно я много читала про спортивное питание, важность протеина и BCAA, «углеводное окно» и прочие нюансы. Видимо, недостаточно вдумчиво читала, так как поначалу я после тренировки ела все те же яблоки, боясь снова набрать вес. Однако я уяснила, что для роста мышц нужна пища, причем «правильная». Моими «врагами» тогда оставались сахар, соль, белая мука, растительное или сливочное масло, все мясо, кроме куриного филе.
Я увлеклась подсчетом калорий, причем ела на 1200 ккал, так как почему-то именно эта цифра чаще всего упоминалась в статьях о питании для девушек. Сладкое мне заменяли сахарозаменители, конфеты я готовила из нута и сухофруктов, печенье пекла из рисовой муки. Появилось стремление есть все натуральное и полезное, поэтому обычный сахарозаменитель я выбросила и стала покупать только на основе стевии. Молоко в горячие напитки добавляла овсяное или кокосовое, да любое, лишь бы не коровье. Оно мне тоже казалось недостаточно полезным. Позже я узнала, что это признаки орторексии – расстройства пищевого поведения, которое проявляется в навязчивом стремлении выбирать и есть только здоровую, правильную пищу. При этом пищу выбирают не по личным предпочтениям, а по качественным характеристикам. Запрещенные же продукты вызывают страх и тревожность.
Булимия
Я посещала зал с завидной регулярностью, даже во время отпусков и больничных, однако выглядела не как на вожделенных фото. Страх достаточно и полноценно питаться не позволял хорошо прогрессировать в силовых упражнениях, и я очень долго топталась на месте, хоть и ушла от обычной худобы. С таким режимом у меня периодически происходили срывы, из-за чего развилась булимия. Большинство людей полагает, что она может проявляться лишь в вызывании рвоты после обильного приема пищи, однако бывает и иначе. Есть такое понятие, как спортивная булимия, когда после зажора человек чрезмерно упахивается в спортзале, чтобы «отработать» съеденное. Так, съев в один присест несколько булок и плиток шоколада, на следующий день я тренировалась без отдыха не менее 2–3 часов, а потом еще добивала все это кардио. Одной такой тренировкой дело не ограничивалось, а продолжалось в течение нескольких дней.
Компульсивное переедание
Спустя некоторое время я смогла заставить себя не отрабатывать съеденное, не наказывать себя. Сейчас за моими плечами участие в соревнованиях по бодибилдингу и пауэрлифтингу, я могу для заданной цели определенное время строго держать себя в руках, однако временами все же могу переедать. В основном это сладкое – мороженое, торты, шоколад. Чтобы срывов было меньше, я ем сладости каждый день понемногу, просто вписывая это в суточный калораж, который, к слову, не 1200 ккал, а порядка 2 тысяч ккал на поддержании. И я выгляжу отнюдь не как мужик, как часто воспринимают девушек из качалки. Мой вес сейчас составляет 60 кг, я ношу 44 размер, а процент жира в моем теле с трудом дотягивает до 20 %.
Казалось бы, все отлично – спортом занимаюсь, хорошо выгляжу, ем что хочу. Однако у меня так и остается проблема со срывами. Конечно, они сейчас не похожи на прежние, когда после одной конфетки я действовала по принципу «сгорел сарай – гори и хата» и могла, прямо скажем, жрать весь день, а то и два. Я могу остановиться на одной плитке шоколада, а не после трех. Но все же остаются тревожность, привычка поглощать, а не получать удовольствие от пищи, установка на ограничения и легкое самобичевание при отхождении от меню.
Причины компульсивного переедания я нашла в детстве. Не скажу, что оно было голодным, но в 90-е годы в моей семье постоянного наличия вкусной и разнообразной еды все же не было. Помню, как дедушка, когда получал пенсию, давал мне денег на вкусности, я шла в магазин, покупала кучу всего и ела все это одна. Так как это был наш с ним секрет, я ела все быстро и одна, чтобы мама не узнала. То есть я как минимум раз в месяц стабильно объедалась сверх нормы. И если в детстве ты много двигаешься и в целом растешь, то во взрослом возрасте такие финты не всегда могут пройти без последствий. Как минимум придется столкнуться с углеводными отеками.
А вот отголоском начала моего пэпэ-пути стало то, что я так и не начала есть соль. Каких-то предрассудков в ее отношении у меня нет, просто я привыкла к пресной еде и не добавляю ее. А соль важна для организма.
Решив начать следить за питанием, стоит помнить, что в рационе должны быть в достаточном количестве и белки, и жиры, и углеводы, и клетчатка. Если брать усредненные показатели, то рекомендуется есть как минимум 1,8 грамма белка, 3–4 грамма углеводов, 1 грамм жиров на килограмм веса. Практически у каждого человека есть свои слабости, будь то выпечка, чипсы, сладости. Не стоит полностью от них отказываться, если не хотите срывов. Надо всего лишь знать меру. Кроме того, не нужно слепо следовать моде, к примеру, ставить клеймо на молочке или глютене, как сейчас повально многие делают. Если у вас нет непереносимости или заболеваний, они никакого вреда не принесут. Не стоит демонизировать те или иные продукты: как говорится, все есть яд и все есть лекарство.
Фото: предоставлено собеседником