Северодвинск – город, оказавшийся на слуху у большинства россиян после недавнего визита российского президента. В декабре 2023 года Путин принял участие в подъеме флагов на двух новых субмаринах. Иностранцам попасть в Северодвинск непросто из-за его полусекретного статуса. Чем живет арктический моногород, чьим сердцем на атомной тяге всегда была оборонка, – в материале «ФедералПресс».
Почему Молотовск переименовали в Северодвинск
Населенный пункт, расположенный в 35 километрах к западу от Архангельска, родился в 1936 году, одновременно со строительством крупнейшего в стране судостроительного завода № 402. С тех пор Северодвинск и Севмаш неразделимы.
По легенде, когда в СССР решили построить крупнейшую военную верфь, Сталин увидел на карте возле Белого моря крестик, обозначающий старинный Николо-Корельский монастырь. Вождь решил, что здесь и построим. Мол, монахи плохое место не выберут.
Поначалу рабочий поселок, выросший рядом с производством, логично нарекли Судостроем, и тогда он был составной частью Архангельска.
В 1938 году поселок при динамично развивающемся судостроительном заводе стал городом, его назвали Молотовск в честь советского партийного деятеля Вячеслава Молотова. Тогда в государстве он был вторым человеком после Сталина. Во время войны Молотовск исправно работал для фронта и Победы. После развенчания культа великого вождя в 1957 году товарища Молотова исключили из партии, а город назвали Северодвинском. Хотя в ходе прений предлагалось именовать его Североград, Приморск, Седов и даже Ломоносов – в честь гениального уроженца Поморья.
На самом деле название не очень сочетается с географическим расположением города. Северодвинск выходит только к Никольскому устью – одной из проток реки Северной Двины. Увидеть берег Белого моря можно лишь на острове Ягры, все другие подходы закрыты промзонами стратегических производств Севмаша и «Звездочки».
Северодвинск – родина самой большой атомной подлодки в мире
В годы Великой Отечественной войны будущий Северодвинск стал крупнейшей на Севере судоремонтной базой. За военные годы на заводе № 402 в Молотовске построили восемь морских охотников и два минных заградителя. В заводских цехах делали снаряды и глубинные бомбы.
В 1946 году в Северодвинске основали Центр судоремонта «Звездочка». Сейчас зона ответственности предприятия ОПК – ремонт и утилизация атомных субмарин. С 2010 года «Звездочка» стала головным исполнителем работ по техническому надзору и сервисному обслуживанию кораблей Северного флота, Новороссийской военно-морской базы и Каспийской флотилии ВМФ России.
В 1959 году, через два года после переименования Молотовска в Северодвинск, переименовали и завод № 402: он стал называться Северное машиностроительное предприятие, или Севмаш. Сейчас это крупнейший в стране судостроительный комплекс с территорией более 300 га. За свою историю Севмаш передал Военно-морскому флоту страны 140 атомных подводных лодок, 40 дизельных подводных лодок и 45 надводных кораблей.
Президент России Владимир Путин 1 мая 2024 года подписал указ о награждении предприятия почетным знаком «За успехи в труде».
В настоящее время на Севмаше ведется строительство кораблей по проектам «Борей-А» и «Ясень-М», а также сервисное обслуживание атомных подводных лодок четвертого поколения и осуществляется ремонт корабля проекта 11442М.
«Наш судостроительный комплекс – единственное предприятие в России, которое осуществляет полный цикл строительства и испытаний атомных подводных лодок для Министерства обороны РФ. Завод с 85-летней историей дал жизнь атомным подводным лодкам, установившим мировые рекорды скорости, водоизмещения, глубины погружения. Эти достижения не превзойдены до сих пор ни одним флотом мира», – с гордостью говорит гендиректор АО «ПО «Севмаш», Герой Труда РФ, д. т. н. Михаил Будниченко.
Добавим, что переданный ВМФ в 1981 году подводный ракетоносец проекта 941, ныне крейсер «Дмитрий Донской», занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая атомная подлодка в мире.
Современный промышленный Северодвинск стоит на трех китах-предприятиях: Севмаше, «Звездочке» и «Арктике». Все они входят в Объединенную судостроительную корпорацию.
Северное производственное объединение «Арктика» – лидер среди электромонтажных предприятий России. Предприятие основали в 1952 году. За это время электромонтажники «Арктики» участвовали в строительстве и ремонте более чем 300 подводных и 50 надводных кораблей.
При такой стратегической начинке попасть в Северодвинск в советские времена было непросто. Сюда пускали по местной прописке или спецразрешению. Статус открытого город официально обрел в 1991 году. Но для иностранцев визит в Северодвинск, где располагается одна из основных баз Северного флота, до сих пор строго регламентирован.
Теперь моногород, переживший трудные времена после развала СССР, гордо несет звание северного форпоста российского судостроения и колыбели отечественного атомного подводного флота.
Но не оборонкой единой живет Северодвинск. Здесь есть молочный и хлебокомбинаты, завод химреагентов и завод стройматериалов. В городе даже шьют пуховики, которые пользуются заслуженным спросом у жителей Арктической зоны РФ.
Сколько зарабатывают северодвинцы
С 1960 года и до настоящего времени город официально относится к районам Крайнего Севера. С 2014 года колыбель атомного судостроения вошла в Арктическую зону РФ вместе с Архангельском, Новодвинском, Новой Землей, Мезенским, Онежским и Приморским районами Поморья. В декабре 2023 здесь было зарегистрировано 40 арктических резидентов.
В территорию муниципалитета, помимо Северодвинска, входят Белозерский и Нёнокский административные округа. Кстати, именно Нёнокса стала популярной у туристов в 2023 году. Гостей Поморья привлекает уникальный деревянный храмовый комплекс и музей соли, которую здесь добывали и торговали ею по всей стране.
«Отличительной особенностью муниципального образования «Северодвинск» является то, что стабильная социально-экономическая ситуация сохраняется благодаря положительной динамике производственной деятельности градообразующих предприятий. Это обеспечивает занятость горожан и ежегодный рост заработной платы работников. Основным доходообразующим налогом городского бюджета является налог на доходы физических лиц, более 60 процентов поступления которого обеспечивают предприятия, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию», – сказал глава Северодвинска Игорь Арсентьев.
С советских времен Северодвинск был одним из наиболее престижных для жизни городов огромной страны. Зарабатывали тут прилично благодаря оборонке и северным надбавкам. Во времена новой России тенденция сохраняется. Половина населения Северодвинска трудится на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации. За десятилетия через заводскую проходную прошли несколько поколений северодвинских семей. Сегодня на Севмаше зарегистрированы 170 трудовых династий.
Всего, по данным Архангельскстата, в Северодвинске на 1 января 2023 года прописаны 156,3 тысячи человек. Благодаря привлекательной и стабильной зарплате в городе сохраняется положительный миграционный прирост. Число прибывших по итогам 2023 года превысило число выбывших на 362 человека.
Среднемесячная зарплата в 2023 году составила 84 475 рублей. Для сравнения: среднемесячная зарплата по Архангельской области (без НАО) за минувший год оказалась меньше – 71 994 рубля. Максимальный уровень зарплаты в 2023 году зафиксирован у занятых добычей полезных ископаемых – 252 652 рубля.
«В настоящее время рынок труда Северодвинска стабилен. Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 марта 2024 года составил 0,44 процента – это 396 безработных. Наблюдается дефицит рабочей силы, как и на большинстве региональных рынков труда. Потребность в кадрах связана с модернизацией и расширением уже существующих производственных мощностей», – отметил глава Северодвинска Игорь Арсентьев.
В 2024 году потребность в кадрах на основных промышленных предприятиях Северодвинска составила 71,3 % (более 1800 человек). Для сравнения: в здравоохранении – 8,2 %; образовании – 11,5 %; в сфере ЖКХ – 4,6 %. Наиболее востребованы работники в судостроении и судоремонте.
Почему Ягры стали одним из символов Северодвинска
Символы Северодвинска – не только градообразующие предприятия ОПК, но и знаменитый сосновый бор на острове Ягры в районе Летнего берега Белого моря. На острове в устье Северной Двины расположен жилой район города и завод судоремонта «Звездочка». Материковую часть города и остров соединяет Ягринский мост через Никольское устье, построенный в 1954 году. Он был полностью реконструирован в 2023 году.
С XVI века англичане облюбовали Ягры в качестве лакомой торговой площадки и называли это место «Розовым островом» из-за обилия шиповника. Красивая история нашла отражение на втором по счету гербе Северодвинска – в 1992 году на нем оказался цветок шиповника. Он же – стилизованное изображение гребного винта атомной подлодки.
Сейчас остров Ягры – уникальное сочетание «розовой» природной красоты с действующим военным производством. Энтузиасты Северодвинска делают все, чтобы сохранить уникальный сосновый бор, ставший визитной карточкой острова: они убирают и облагораживают территорию, пытаясь создать свой маленький рай на суровой поморской земле.
«По-настоящему меня держит здесь Белое море и Ягринский бор. После школы я очень хотел уехать из Северодвинска в Москву, но остался. Порой понимаю, что моей жизни не хватит, чтобы создать идеальную среду. Но предпочитаю больше делать, чем говорить, стараюсь заразить других позитивным примером. Надеюсь, что наши проекты «Тайбола», Общество защиты Ягринского бора и «Летний берег» дадут новый импульс к преображению города. Я продолжаю работать дома. Наверное, благодаря поморским корням и желанию созидать несмотря ни на что», – сказал известный общественник Илья Кузубов.
Помимо Ягринского бора, гости Северодвинска могут посетить драматический театр и краеведческий музей. В городе установлены памятники академикам Петербургской академии наук – гениальному самородку Михаилу Ломоносову и отцу отечественного кораблестроения Алексею Крылову. В 2000 году в городе установили мемориал морякам-подводникам, погибшим на атомной подводной лодке «Курск».
В Северодвинске развивают сферу гостеприимства. Город включен в программу брендового тура «Архангельск: здесь начинается Арктика», а также в программу посещения Поморья самостоятельными туристами и экскурсионными группами.
Фото: АО ПО «Севмаш»
Развитие Арктики и Дальнего Востока