Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
0

Вывозить нельзя ограничить: снизится ли стоимость бензина после отмены его экспорта

заправка
Запрет будет восстановлен, если цены на бензин начнут расти

Правительство России согласовало временную отмену ограничений на экспорт бензина, которая действовала с 1 марта до 30 июня 2024 года. Запрет будет восстановлен, если в ближайшие месяц-полтора цены на топливо начнут расти. Эксперты назвали это решение экспериментальным. «ФедералПресс» поинтересовался у них, стоит ли ожидать понижения стоимости бензина.

Решение о временном снятии запрета на экспорт бензина из России связано с затовариваем: в стране нет стратегического хранилища готовых нефтепродуктов по аналогии с газовыми, а нефтеперерабатывающие компании не могут обеспечить своевременный вывоз.

«Сейчас производство превышает спрос, пусть и ненамного. Вот этот небольшой навес создавал проблему затоваривания: поскольку в России нет стратегического хранилища готовых нефтепродуктов, бензин отправляли на топливные базы, в порты, где он оседал «мертвым грузом». Девать его попросту некуда. К примеру, на Киришском НПЗ в Ленинградской области не было никакого ремонта, предприятие не пострадало от атак беспилотников, тем не менее было вынуждено в марте сократить выпуск бензина на 27 % относительно января. И если ничего не делать, если продлевать эмбарго, по тому же пути пойдет вся нефтеперерабатывающая отрасль», – сказал «МК» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Как сообщил «Коммерсант», с 7 мая в ожидании снятия эмбарго на вывоз бензина биржевые котировки на марки АИ-92 и АИ-95 выросли более чем на 5 %.

Эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто пояснил в комментарии «ФедералПресс», что стоимость бензина составляет на 30 % НДПИ и НДД, 21 % – акцизы, 20 % – НДС, 12 % – сама нефть, 14 % – накладные расходы и лишь 3 % – торговая надбавка.

«Торговая надбавка очень мала. Для нормального функционирования бизнеса она должна быть не меньше 13 %. Из-за этого мы встречаем на бензоколонках недолив или разбавленный бензин. Но эти нарушения уже научились быстро выявлять и пресекать. Пока отрасль живет на доходах от добычи и переработки, а не от продажи топлива. Из-за этого у нас все заправки принадлежат нефтедобывающим компаниям. Нет развития мелких независимых заправок, – отметил он. – За рубеж нефтяники продают бензин по цене, которая формируется на бирже, а в России – по согласованной с правительством. Когда цена на нефть растет, бюджет компенсирует нефтяникам потерянную прибыль. А если цены в России высокие, нефтяники, наоборот, платят дополнительные налоги. Предполагается, что демпфер должен создать ситуацию, когда бензин в России дорожает не быстрее, чем все остальные товары».

«Параметры демпфера – то, какие экспортные цены считать высокими, – определяют в правительстве и меняют в зависимости от ситуации на рынке и настроений в обществе. Котировки нефти на стоимость топлива в стране практически не влияют. Например, в 2021 году параметры были настроены так, что цены на бензин росли со скоростью инфляции – около 8 % в год», – добавил Николай Солабуто.

Он напомнил, что в 2022 году цены на нефтепродукты на мировых рынках резко выросли, но благодаря демпферному механизму цены внутри России даже немного снизились. Дешевле, чем в России, бензин стоит в Алжире, Анголе, Казахстане и Иране. Во всех остальных странах – дороже.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что в ближайшее время на рынке будет стабильная ситуация, потому что и демпферный механизм действует, и у правительства есть рычаги по поддержанию стабильных цен на бензин.

«Тем более впереди посевная и, соответственно, тут важно отметить то, что этот механизм за многие годы отработан и на правительственном уровне, и с представителями отрасли, поэтому, соответственно, тут такая сфера, в которой все понятно», – сказал он «ФедералПресс».

«Отмена моратория на экспорт бензина подразумевает, что риски недостатка его на внутреннем рынке сведены к нулю. Более того, отмечалось, что, наоборот, может возникнуть избыточное предложение, а ситуация с поставками энергоносителей сбалансировалась. Российские НПЗ основной частью уже завершают плановые ремонтные работы и возвращаются в стандартный режим функционирования. Статистика выглядит нейтральной: по данным Росстата, производство бензина в России за январь – апрель 2024 года сократилось на 2 % в годовом сопоставлении и оказалось на уровне 14,4 млн тонн, дизельного топлива – понизилось на 3 % г/г, до 28,8 млн т. Снижение может объясняться, помимо прочего, внеплановыми ремонтами на некоторых НПЗ в результате атак БПЛА. Вполне можно говорить о восстановлении топливного рынка в вопросе дефицита поставок. На оптовом рынке тонна бензина Аи-95 премиум (в центральной части) снизилась с 66 тыс. рублей в начале апреля до 55 тыс. на текущий момент. Непосредственная стоимость литра бензина на российских АЗС мало зависит от мировых цен на нефть, так как основная ее часть складывается из сборов, акцизов и пошлин, а также из затрат на производство, доставку и хранение топлива. В ближайшей перспективе, исходя из этого, снижения цен на бензин не ожидаем», – прокомментировал ситуацию для «ФедералПресс» портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.

Эксперты полагают, что власти будут мониторить ситуацию в ручном режиме – контроль над ней возложен на нового-старого вице-премьера РФ Александра Новака.

«Если потребуется, если цена пойдет стремительно вверх, эмбарго введут опять, не дожидаясь рубежной даты 30 июня. Это понимают и производители, абсолютно не заинтересованные в каких-либо скачках. Им сейчас следует думать не об экспорте (тем более бензин приносит меньше экспортной прибыли, чем дизель и мазут), а о присутствии на рынке с максимальными объемами нефтепродуктов. Что касается розницы, механизмы ценообразования в ней существенно отличаются от тех, что сложились в оптовом секторе. Автомобилистам не стоит бояться: отмена ограничений на экспорт практически не скажется на ценах на АЗС», – отметил Игорь Юшков.

Ранее «ФедералПресс» писал о том, что Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась завышенными ценами на бензин на Дальнем Востоке.

Читайте также о том, какие регионы России входят в топ-3 с самым дешевым бензином.

Фото: ФедералПресс / Анна Миронова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.