С 20 мая в нижней палате парламента начинаются обсуждения изменений налоговой системы России. В них примут участие все бизнес-объединения, эксперты и даже ученые. Заинтересованные стороны торопятся утвердить налоговую трансформацию в весеннюю сессию, которая завершится в начале августа. Чего ожидать от нововведений и будет ли оказано налоговое давление на бизнес? «ФедералПресс» узнал мнение экспертов.
Ранее председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предположил, что изменения в налоговом законодательстве начнут действовать с 1 января 2025 года. Он говорил, что «налоговая система должна быть стабильной, с тем чтобы ее основные параметры не изменялись бы в течение следующих шести лет». Аналогичное мнение ранее высказывал «ФедералПресс» и глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин, комментировавший инициативы президента РФ Владимира Путина в февральском послании – некоторые из них касались и дальнейшего развития налоговой системы в стране. «Важно не повышать налоговую нагрузку на предпринимателей и зафиксировать действующие нормы Налогового кодекса на 5 лет. В настоящий момент, по подсчетам экспертов ТПП РФ, поправки в Налоговый кодекс вносятся в среднем раз в 13 дней», – заявлял глава ТПП РФ.
Эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов в комментарии «ФедералПресс» заметил, что «детали предстоящей налоговой реформы, в отличии от общих контуров, обозначенных президентом России в послании к Федеральному собранию, фактически не раскрываются ключевыми акторами».
«И в этой связи, безусловно, нас ждет очень интересный и насыщенный информационный фон в налоговой сфере в последней декаде мая. А что, собственно, будут обсуждать? – сказал он. – Давайте вспомним ключевые направления налоговой реформы: прогрессивное налогообложения личных и корпоративных доходов; налоговая амнистия (и, безусловно, ее параметры) для бизнеса использующего дробления в целях сохранения возможности применения специальных налоговых режимов; развитие налоговых вычетов по НДФЛ; оптимизация параметров налогообложения при переходе со специальных налоговых режимов на общую систему налогообложения; ну и, безусловно, развитие административно-контрольных процедур, направленных на максимально возможное купирование «налоговых лазеек». Можно ли, опираясь на данные направления предстоящей реформации, говорить о росте налогового давления на бизнес? Если оценивать «в лобовую», исключительно из аспекта планируемого роста налоговых доходов государства вне контекста других сторон медали налоговый реформы, то вполне можно прийти к этому выводу. Однако представляется целесообразным рассмотреть предстоящую налоговую реформу и с иных позиций. Так, проблема дробления бизнеса и массовость злоупотребления налоговым правом в этой сфере давно достигла своего апогея и требовала комплексного и масштабного решения. И очень важно, что в векторе борьбы с таким явлением, как дробление, планируется применение механизмов амнистии наряду с развитием переходных положений. В данном случае (и об этом уже неоднократно говорилось) краеугольным камнем выступают параметры амнистии, в том числе уровень возможных налоговых доплат по суммам, выведенных из-под налогообложения в период использования схем дробления. Что же касается прогрессивного налогообложения, то в этом вопросе ключевым фактором будут выступать критерии соотнесения доходов к категории высоких и сверхвысоких. Конечно, звучащие параметры начала прогрессии от одного миллиона рублей в год, даже в текущих размерах номинальных годовых доходах граждан, представляются чрезмерно фискально репрессивными. И, конечно, стоит учитывать, что потенциальное развитие прогрессивного корпоративного налогообложения – это в большей степени не про налоговое давление на бизнес как таковой, а про налоговое давление на бенефициаров бизнеса вследствие снижения чистой прибыли и, соответственно, снижения объемов прибыли, распределяемой в качестве дивидендов», – отметил Владимир Саськов.
«Если говорить про малый и средний бизнес, то администрирование налоговой части осуществляется довольно легко. И, соответственно, все можно делать в электронном виде. Для бизнеса важно концентрироваться на том, чтобы выходить на новые рынки сбыта, генерировать предпринимательские идеи, потому что мы живем в быстро меняющейся среде и быстро появляются различные нововведения – искусственный интеллект, например. Маркетплейсы очень быстро развиваются, предлагают много опций, поэтому бизнес нацелен на завоевание новых рынков», – рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто напомнил, что в феврале текущего года призвал Владимир Путин призвал рассмотреть возможность увеличения налоговой нагрузки на людей с более высокими доходами.
«Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков предполагал, что повышение ставки НДФЛ до 15 % должно затронуть граждан с доходом более 1 млн рублей. Ничего экстраординарного не произойдет. Президент в послании обозначил, что будет настройка налоговой системы в пользу повышения ставок налога. Здесь важна справедливость: кто-то налоги платит, а кто-то не платит – и это несправедливо, поэтому все должны платить условно одинаково, в соответствии с растущими доходами», – прокомментировал он «ФедералПресс».
Как считают эксперты, модернизация налоговой системы должна справедливо распределить нагрузку на налогоплательщиков. Этот позволит стимулировать бизнес к развитию и увеличить инвестиции.
«Повестка очень серьезная, потому что социальные расходы растут, требуются серьезные донастройки налоговой системы. На текущий момент не очень понятно, будут ли участвовать в заседании представители бизнеса, но их участие очень требуется», – сказала «ФедералПресс» директор по работе с клиентами УК «Альфа-Капитал» Анна Гондусова. – Очевидно, что основной груз изменений ляжет именно на плечи бизнеса, поэтому их мнения в принятии решений очень важны. Возможны изменения и в налогообложении физических лиц. Есть мнение, что могут увеличить прогрессивную шкалу налогообложения».
Как подчеркнул при обсуждении основных направлений изменения параметров налоговой системы на заседании Экспертного совета при Комитете Госдумы по бюджету и налогам 20 мая глава ТПП РФ Сергей Катырин, в целом нужно думать не о том, кто и сколько потеряет, а наоборот, кто выиграет от этих изменений. В первую очередь, положительный эффект, по его словам, должны почувствовать наиболее незащищенные категории населения нашей страны – это малоимущие граждане, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи и другие. При этом бизнес, понимая правила игры на долгосрочный период, также сможет больше «вкладываться» в развитие, в том числе, в инфраструктурные проекты, обеспечивать рост заработной платы своих работников и, соответственно, реальных доходов населения. Сергей Катырин также заострил внимание на том, что сегодня бизнесу нужны стимулы, чтобы активнее инвестировать свои средства в НИОКР и внедрять новые разработки в технологический процесс.
«Новые параметры налоговой системы на период до 2030 и в перспективе до 2036 года должны быть определены в период весенней сессии Госдумы и вступить в силу уже с 2025 года. ТПП РФ и бизнес примут активное участие в обсуждении этих параметров», – подытожил Сергей Катырин.
Как считает директор по работе с клиентами УК «Альфа-Капитал» Анна Гондусова, скорей всего, решения о налоговой модернизации будут принимать достаточно быстро – чтобы налогоплательщики смогли успеть адаптироваться к 1 января 2025 года.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева