В последние несколько дней в столице Иркутской области стоит пасмурная погода, но это не мешает горожанам массово разъезжать по улицам на электросамокатах. Что это – средство для веселого досуга или опасный транспорт? «ФедералПресс» узнал мнение иркутян по этому вопросу.
Самокаты и Иркутск
Согласно информации ГИБДД, в этом году на улицах Иркутска выставили более 3,5 тысячи электросамокатов – вдвое больше, чем в прошлом году. Найти их можно практически везде – даже на окраине города или на самых тихих улицах центра.
За прошлый год во всей Иркутской области сотрудники ГИБДД зарегистрировали 10 ДТП с участием электросамокатов – один человек погиб, 9 пострадали. Среди пострадавших было 4 несовершеннолетних. В этом году, напомним, на улицах будет вдвое больше техники.
«В Иркутске уже зарегистрировано ДТП с участием подростка на самокате. Профилактическая работа по предупреждению таких происшествий ведется как с арендодателями, занимающимися предоставлением услуг кикшеринга в Иркутске и Ангарске, так и в местах массового скопления людей», – прокомментировал эту проблему старший инспектор по особым поручениям отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области Иван Малахов.
В ГИБДД борются с возможными авариями. В том числе при помощи пропаганды ПДД и санкциями для самокатчиков-нарушителей и малолетних пилотов.
«В этом году будет продолжена практика блокировки аккаунтов лиц, пользующихся услугами кикшеринга и нарушающих ПДД. Такие меры в первую очередь будут применяться при управлении самокатом несовершеннолетними», – рассказывали в ведомстве.
«ФедералПресс» направил запросы в региональное управление ГИБДД и в министерство здравоохранения Иркутской области, чтобы выяснить, насколько часто случаи травматизма происходят в этом году.
Самокаты и люди
Мнение иркутян разделилось. Многие из опрошенных корреспондентом «ФедералПресс» местных жителей терпимо относятся к электросамокатам, но другие люди видят в технике угрозу.
«Да пройти невозможно, собьют. Идешь-идешь, вылетает. Понимаю, если на дорожках едут, тогда без проблем, собьют – сам виноват. Но они ведь ездят и по дорогам, и по тротуарам, и по площадям. Опасно, дети ходят, пенсионеры, мамы с колясками. Маломобильные люди, опять же», – поделился мнением сторож Сергей Петриков.
Особенно этот вопрос волнует тех иркутян, которые заботятся о людях, находящихся в зоне риска. Например, о детях.
«Я лишний раз на набережную или на центральные улицы выходить боюсь, особенно с ребенком. Вот те, кто на самокатах, едут, не видят ничего. Кто-то еще и в наушниках едет. То есть, он и из-за скорости может не увидеть кого-то и не услышит еще ничего», – рассказала о своих опасениях из-за электросамокатов жительница Ново-Ленино, мама дошкольника Юлия Владимирова.
Чаще всего положительно об электросамокатах высказывались молодые люди. Согласно опросу ВЦИОМ, 47 % пользователей услуги – молодежь. При этом, согласно тому же опросу, электросамокатами пользуются только 9 % россиян – подавляющее большинство находится по другую сторону баррикад.
«Да это весело же. Взял, летишь, скорость... Какой русский не любит быстрой езды! У меня много друзей берут их, да. Прикольно же», – считает студент Андрей.
Самокаты и регуляции
Проблема электросамокатов не могла остаться незамеченной для властей. Ее двойственность задает большие вопросы депутатам и исполнительным властям – есть много подводных камней.
Сенатор Совета Федерации Андрей Клишас призвал убрать электросамокаты с российских улиц.
«По-моему мнению, электросамокаты не должны передвигаться по городским улицам. Слишком много ЧП с их участием. Думаю, можно оставить их только в парках, где для этих устройств есть специально выделенные дорожки, либо в частных поселках, где собственники согласились с возможностью использования электросамокатов», – приводили слова Клишаса ТАСС.
До запрета дело на данный момент не дошло. Однако в Европе уже есть такой опыт – власти Парижа запретили прокат электросамокатов в городе. Во французской столице провели референдум – и 90 % парижан высказались против электросамокатов.
«В Париже правильно решили. На обычном самокате, пожалуйста, катайтесь. А все, что с мотором, должно либо регулироваться, либо быть запрещено», – поделился мнением с корреспондентом «ФедералПресс» Сергей Петриков.
Другие опрошенные «Федерал Пресс» люди менее категоричны: они считают, что запрет нужен, но он не должен быть тотальным.
«Конечно, я бы запретила. Не везде, оставила бы какие-то специальные площадки. Есть же скейт-парки. Вот для самокатов тоже площадки такие сделать, устраивали бы там свою «Формулу 1», – отметила жительница столицы Приангарья Юлия Владимирова.
Кроме того, некоторые иркутяне не уверены в целесообразности запрета проката этого вида техники.
«В автошколах же мотоциклистов учат? Учат. Вот и этих пусть научат. Если человек нарушит правила дорожного движения, какого-нибудь особенного, самокатного, штрафовать тут же. Камеры есть, люди все видят, снимают. Думаю, с этим не будет проблем», – поделился мнением иркутянин Илья Кащенко.
О важности регулирования говорили и другие.
«Запрещать не нужно, но нужно какое-то регулирование, специальные права давать и по ним разблокировать. Я встал как-то раз, поехал, тут же упал, сломал палец при падении. Права, во-первых, помогут отсеять тех, кто может сам себе повредить, во-вторых, это обезопасит пешеходов», – заключил Илья Кащенко, фитнес-тренер.
Кто-то же, напротив, не видит в электросамокатах проблемы.
«От человека зависит все. И от того, кто управляет самокатом, и от пешеходов. Так и автомобили можно запретить, потому что каждый день ДТП случаются. Разницы-то никакой», – возразил студент Андрей.
Фото: ФедералПресс / Мария Гридина