Top.Mail.Ru
Общество
Омская область
0

Учитель строгого режима: как получить хорошее образование в школе при колонии

Учитель в колонии
Преподаватель считает, что нельзя делить учеников на обычных и особенных

У выпускников общеобразовательных школ начинается горячая пора – сдача единого госэкзамена. Выпускные экзамены сдают и те, кто ходит на занятия под конвоем – учащиеся, отбывающие наказание в исправительных учреждениях. Обозреватель «ФедералПресс» побывал в исправительной колонии № 6 города Омска и пообщался с учителем и руководством школы, расположенной на ее территории. Насколько сложно преподавать за решеткой, как выпускники готовятся к экзаменам и что самое главное в работе учителя средней школы – читайте в материале «ФедералПресс».

По ту сторону решетки

В этой колонии строгого режима отбывают наказание те, кто впервые совершил тяжкие преступления – начиная от оборота наркотиков и заканчивая покушением на человеческую жизнь и убийством. Возраст осужденных, находящихся здесь, стартует от 18 лет, но в ходе разговора с руководством выясняется, что далеко не у всех за плечами есть аттестат о среднем образовании, а кому-то даже надо осваивать программу начальной школы.

«Наша школа существует с 1959 года. Осужденные, которые не достигли 30-летнего возраста, учиться обязаны, а люди более старшего возраста учатся по желанию, и как раз одним из рычагов исправления является получение не только общего среднего образования. Здесь есть профессиональное училище и институт», – поясняет директор очно-заочной школы № 1 Андрей Ледовских.

На сегодняшний день школа полностью укомплектована. Нам удалось пообщаться с одним из здешних педагогов – учителем высшей категории Ниной Павловой. Отработав около 10 лет в обычной школе, она вот уже несколько лет преподает информатику в средней школе № 1 при ИК-6. По словам женщины, здесь для педагога больше возможностей.

«Здесь можно раскрыть свой потенциал и как педагога, и как воспитателя. Весь наш педагогический коллектив хочет, чтобы наши ученики получили хороший багаж знаний, смогли успешно сдать экзамены и реализовать себя в будущем. Наша основная задача – направить их на правильный путь», – говорит педагог.

Ученики, которые ежедневно приходят в классы, – уже не дети, и они отличаются от школьников, которых можно встретить в обычных образовательных учреждениях.

«Это уже взрослые люди, со своими принципами и взглядами на жизнь. Конечно, порой непросто закладывать в них какие-то основные воспитательные моменты, но тем не менее это получается. Как раз в этом и состоит интерес», – призналась женщина.

В исправительных учреждениях, как правило, нет ЕГЭ, здесь сдают государственный выпускной экзамен. Это разновидность аттестации в облегченном варианте. Ученики очно-заочной средней школы № 1 учатся двенадцать лет, а не одиннадцать, как привыкли в мире по ту сторону решетки.

«У нас сдают обязательный аттестационный экзамен, но в рамках нашего исправительного учреждения можно сдать ЕГЭ – в том случае, если обучающийся хочет поступить в вуз. На самом деле, это довольно трудоемкий процесс в плане технического оснащения, но мы справились, и обучающийся успешно сдал экзамен и поступил на заочное отделение в институт», – вспоминает педагог.

Жизненные уроки

Педагоги в школе за колючей проволокой – особенные люди. Отношение осужденных к ним порой более доверительное, а учителя школы, в свою очередь, стараются личным примером показать, что узнавать что-то новое никогда не поздно и самообразование сейчас в тренде.

«Информационные технологии моих учеников так же привлекают, как и обычных детей в школе. Все хотят стать программистами, а оснащенность нашего учреждения, к счастью, позволяет: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Наши ученики учатся работать с системой Linux и знают офисный пакет. Словом, к реальным условиям жизни они готовы», – отмечает Нина Павлова.

Преподаватель считает, что нельзя делить учеников на обычных и особенных

Весь учебный процесс в исправительной колонии построен в формате уроков, как и в обычной школе. Кроме того, есть индивидуальные консультации. Среднее образование в нашей стране является обязательным, поэтому все заключенные, не получившие его на свободе, зачисляются в школу. Причем в первом классе может оказаться 30-летний, а старшем классе – 18-летний. Все напрямую зависит от «школьного опыта» на свободе, но в любом случае у осужденных всегда есть возможность полноценно подготовиться к экзаменам.

«У нас есть большой фонд библиотеки, где собрана необходимая учебная литература. Как говорится, было бы желание учиться», – уверена педагог.

Есть и секрет того, как захватить внимание учеников.

«Я всегда демонстрирую развитие информационных технологий: показываю различные видео. Ученики, конечно, удивляются тому, как развиваются искусственный интеллект, нейросети. Мои ученики всегда спешат узнать, что нового появилось в мире, поскольку сроки у осужденных довольно большие. У меня были случаи, что ученики получили срок, когда еще был тетрис, и моя задача – научить их ориентироваться в современном мире, когда они выйдут на свободу», – отмечает Нина Павлова.

По словам педагога, учеников с хорошим багажом знаний мало, но они есть. Нам удалось пообщаться с одним из осужденных, которому осталось отбывать наказание 2 года. Молодой человек, ученик 10а класса Иван К, рассказал, что ему нравится учиться и после освобождения он планирует продолжить учебу.

«Без образования сейчас никуда. У меня есть образование, 9 классов. Здесь я окончил 10-й и перешел в 11-й. Объясняют хорошо, и все получается. После того как освобожусь, хотел бы поступить в вуз на экономический», – делится своей мечтой осужденный.

Нина Павлова не скрывает, что ученики школы закрытого типа, в которой она сейчас преподает, поступают в вузы, находят работу и создают семьи.

«Процент исправления маленький, но он есть, и мы стараемся его увеличить. В этом наша основная задача», – отмечает Нина Павлова.

Трудности перевода

Руководство очно-заочной школы № 1 отмечает, что для выпускников нет проблем поступить в вуз. Трудности возникают при дальнейшем устроийстве в жизни, поскольку не каждый работодатель готов нанять пусть и толкового работника, но с судимостью.

Преподаватель считает, что нельзя делить учеников на обычных и особенных

«Осужденные получают документы, которые на вид ничем не отличаются от тех, что выдаются на свободе, и с ними они прекрасно поступают в вуз. Проблемы возникают после. Был случай, когда наш осужденный окончил здесь школу, сдает ЕГЭ с лучшим баллом по географии в Омской области, освобождается и поступает на химический факультет в ОмГУ, оканчивает вуз с красным дипломом, но не может найти работу. Его просто не берут, узнав, что есть судимость. В итоге он вынужден разгружать фуры. К сожалению, такова реальность», – отмечает Андрей Ледовских.

Последний звонок

В этом году многие ученики Нины Павловой будут сдавать аттестационный экзамен. По ее словам, главный подарок для нее – чтобы ее ученик вновь не вернулся за решетку.

Преподаватель считает, что нельзя делить учеников на обычных и особенных

«Нельзя делить учеников на простых и особенных, тех, кто оказался в местах лишения свободы. Для нас они все ученики общеобразовательной школы, вне зависимости от возраста и состава преступления. Мы пришли и работаем. Главное – заинтересовать. Если вы вкусно и интересно рассказываете, то отвлекаться просто некогда», – резюмировала педагог.

Фото: предоставлено УФСИН по Омской области

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.