Президент Владимир Путин недавно назвал Россию самой читающей страной в мире после Китая. Количество издаваемых в РФ книг ежегодно растет, даже несмотря на вызовы, с которыми книжная индустрия, как и многие другие отрасли, столкнулась в последнее время. Какова динамика российского книжного рынка и изменились ли вкусы читательской аудитории, расскажем подробнее в специальном обзоре «ФедералПресс».
Тенденции рынка
Если 10 лет назад первое место в мире по количеству времени, которое население проводит за книгами, занимала Индия, а Россия располагалась на седьмом месте в читающей «тридцатке», то теперь пьедестал распределяется совершенно иначе.
«Сегодня Россия по количеству времени, которое граждане страны тратят на чтение, занимает второе место в мире. На первом месте находится КНР, на третьем – Испания», – заявлял в марте Путин. Чтобы в стране рос интерес к книгам, нужно заниматься популяризацией чтения, сказал он.
Исследовав год назад тенденции книгопотребления в России, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) пришел к выводу, что за 10 лет популярность чтения книг в стране выросла на 10 п. п.: до 57 % в 2023 году с 47 % в 2013-м. А рекордсменами по вовлечению в чтение были названы россияне в возрасте 45–59 лет, прочитавшие, судя по опросу, в среднем 7 книг за 3 месяца. Причем люди с неполным средним или средним образованием чаще предпочитали чтение (8 книг за 3 месяца), чем более образованные книголюбы (5 книг соответственно).
Как и прежде, в настоящее время книжный рынок зависит от мировых тенденций и бестселлеров. Сейчас не так популярны, но всё еще используются – в основном среди людей старшего возраста – широко распространившиеся в 2010-х годах электронные книги. Наблюдаются частые покупки в интернете аудиокниг, которые стали модными во время пандемии. Но и индустрия бумажной литературы тоже растёт, несмотря на значительное повышение стоимости книг в российских магазинах.
Крупными издательствами в России являются «Эксмо», «АСТ-ПРЕСС», «РИПОЛ Классик», «Лабиринт», «Питер», «Вильямс», «Юрайт», «Азбука», «Альпина Паблишер» и другие. У каждого из них имеется своя специализация: это художественная, деловая, учебная, научная и профессиональная, историческая, детская литература.
По данным издательской группы «Эксмо-АСТ», объем российского рынка бумажных книг без учета учебной литературы в денежном выражении в последние три года рос равномерно: на 10 % в 2021 и 2022 и на 9 % в 2023 году, когда он достиг 94 млрд рублей. Но в натуральном значении картина выглядит не столь впечатляющей: по количеству проданных экземпляров рынок бумажных книг в 2021-м показал рост на 26 %, уже в 2022-м упал на 7 %, а по итогам прошлого года вырос на символические 3 %, до 231 млн штук. В стоимостном выражении рынок растет из-за повышающейся цены: в течение прошлого года средняя себестоимость производства бумажной книги впервые выросла на 30 % на фоне подорожания бумаги, которая в основном закупалась за рубежом, и типографских услуг, в связи с чем крупные издатели даже задумались о переносе своих мощностей в другие страны, чтобы оставаться востребованными на рынке.
Рост стоимости книг подталкивает читателей искать цифровые копии в интернете – бесплатно либо дожидаясь значительной скидки в маркетплейсах. А вот падение спроса на бумажные издания, выраженные в фактическом значении, связывается с закрытием книжных магазинов. Как ранее сообщало «РИА Новости», с января 2020 по октябрь 2023 года их количество в России снизилось на треть – с 8,3 тыс. до 5,3 тыс. соответственно: рынок покинули порядка 4 тыс. магазинов, тогда как открылось менее 1 тысячи. Лидерами по количеству книжных магазинов на конец 2023 года были Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Свердловская область.
Среди других факторов, негативно влияющих на российский рынок книг, – прекращение зарубежных лицензий и уход из России международных продавцов, отказ некоторых авторов от издания своих произведений и пиратство, в том числе бумажных изданий – в основном это происходит через маркетплейсы.
«ФедералПресс» направил запросы по рынку крупнейшим книжным издательствам и цифровым сервисам электронных и аудиокниг России.
Популярный цифровой
Как и прежде, в настоящее время сегмент цифровых книг оказывает серьезную конкуренцию бумажным изданиям. Здесь давно и прочно наметился нарастающий тренд.
Как отметил в интервью «ФедералПресс» директор по развитию компании «Литмаркет» Никита Аверин, в данном сегменте на протяжении многих лет наблюдается нарастающий спрос.
«Динамика на рынке цифровых книг за последние 15 лет остается неизменной – стабильный рост по всем показателям: и по числу продаж, и по количеству бесплатных прослушиваний / прочтений. На нем совершенно не отразились ни пандемия коронавируса, ни уход иностранных авторов и издателей, ни международные экономические и политические санкции. Наоборот, все эти факторы скорее способствовали его развитию. Так как отечественный рынок цифровых книг на 70 % состоит из авторов самиздата. Если в 2008 году финансовый объем рынка цифровых изданий в России составлял всего 110 млн рублей, то, по прогнозам аналитиков, в 2024 году он должен составить более 18 млрд рублей. Если раскладывать российский рынок цифровых книг по отдельным форматам потребления, то на первом месте по заработанной сумме идут продажи электронных книг, а по количеству продаж – электронные книги авторов самиздата. Вторым драйвером рынка являются аудиокниги. (…) С 2019 годовой финансовый оборот данного сегмента рынка цифровых книг вырос с 1,3 млрд до 4,2 млрд рублей. Причин для этого много: стремление издателей и авторов самиздата создавать аудио версии всех своих книг; появление большего количества сервисов для продажи аудиоконтента; удешевление создания фонограмм (в том числе за счет использования нейросетей и озвучки «роботом»); развитие широкополосного интернета; популярность смартфонов и других гаджетов. Отдельно большую роль оказывают эффективные меры по борьбе с нелегальным контентом в сети интернет и повышение культуры платного потребления. Аналитики предполагают, что в ближайшие годы рост рынка аудиокниг продолжится, но, весьма вероятно, более низкими темпами», – рассказал Никита Аверин.
По его словам, единственный формат, теряющий свои позиции, это подписка: причиной этому служит тот факт, что подписные сервисы (MyBook, Bookmate, Строки и другие) предоставляют в основном один и тот же ассортимент, в то время как новинки появляются с большим запозданием.
В ГК «ЛитРес» (ЛитРес, MyBook, LiveLib, ЛитРес: Самиздат, ЛитРес: Чтец, ЛитРес: Библиотека) авторов самиздата и активное потребление пользователями книжного аудиоконтента в подписных сервисах тоже упоминают в списке сильных драйверов рынка цифрового сегмента.
«Изначально мы прогнозировали, что в 2023 году рынок цифровых книг в России вырастет на 13–15 %, однако по итогу рост превзошел наши ожидания: по итогам года емкость рынка выросла на 19 % и составила 12,565 млрд рублей. 2023 год стал периодом интенсивного восстановления после значительного снижения показателей в предыдущем году. Емкость рынка аудиокниг в 2023 году в России выросла на 24 %, опередив темпы роста рынка цифровых книг в целом, и составила 3,8 млрд рублей. Сильными драйверами развития категории стали контент авторов самиздата и активное потребление пользователями книжного аудиоконтента в подписных сервисах», – сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе «ЛитРеса».
В его сервисе в 2023 году было опубликовано более 33 тыс. аудиокниг, что на 93 % больше, чем в 2022 году. Направлением собственного аудиоконтента ГК «ЛитРес» было выпущено более 24 тыс. аудиокниг – это вдвое больше, чем годом ранее. 66 % из них были записаны с помощью технологии TTS (современной технологии синтеза речи), а 34 % – участниками проекта «Литрес Чтец». В 2024 году компания прогнозирует значительный рост количества опубликованного аудиоконтента – в целом примерно на 60–70 %, в основном за счет собственного.
Если говорить о структуре продаж в сегменте цифровых книг, то, как отметил директор по развитию компании «Литмаркет» Никита Аверин, здесь детская литература и нон-фикшен наименее востребованы, поскольку такие произведения предполагают большое количество визуального сопроводительного материала (иллюстрации, фото, таблицы, графики и т. д.) – чего нет в электронном формате. Зато такие жанры художественной литературы, как современный любовный роман, фэнтези, фантастика, Yong Adult, эротические романы, пользуются наибольшей популярностью среди любителей цифровых книг.
В ГК «ЛитРес» самыми популярными жанрами художественной литературы в 2023 году назвали любовное фэнтези, современные детективы, современные любовные романы, книги про попаданцев и боевая фантастика. В категории нон-фикшн – книги по саморазвитию и личностному росту, зарубежная психология, биографии и мемуары, книги по эзотерике и оккультизму.
На растущий спрос на книги в России указывают и сами писатели.
«Я вижу, что интерес к книгам в нашей стране у людей есть. Сейчас проводится очень много книжных фестивалей в разных городах России, куда приходит много читателей, приезжают писатели и издатели, общаются друг с другом, беседуют на околокнижные темы, делятся эмоциями. Я думаю, что сейчас книжный рынок чувствует себя очень уверенно. Тиражи не такие большие, как раньше, но зато количество книжных позиций увеличилось. Есть книги для читателей с совершенно разными литературными вкусами и предпочтениями. Сейчас любой может найти книгу по душе», – прокомментировала «ФедералПресс» детский писатель, автор серии книг про приключения Чижика-Пыжика в Санки-Петербурге, «Тайны Чароводья» и многих других произведений для детей Юлия Иванова.
Отечественный контент
С отзывом лицензий на издание произведений зарубежных авторов российские писатели и поэты уверенно захватили книжный контент. Как ранее сообщал «ЛитРес», за последние 5 лет количество книг русскоязычных писателей выросло на 22 %, и сейчас они занимают порядка 80 % рынка.
Очевидно, что среди россиян растет интерес к отечественным детским писателям: в бумажном формате – в основном благодаря качественной печати и удачным иллюстрациям; в цифровом – благодаря технологии text to speech в аудиокнигах.
«В детской литературе, с которой я знакома лучше в силу профессии, появилось очень много достойных книг и авторов. На высоте и качество текстов, и иллюстрации, и сами издания. Конечно, обычному человеку может быть сложно разобраться в огромном количестве выходящих новинок, поэтому книжному рынку точно не помешает более мощная информационная поддержка», – отметила в комментарии «ФедералПресс» автор детских книг Юлия Иванова, считающая книжные ярмарки, выставки и фестивали ключевым инструментом продвижения.
Эксперты называют важным направлением развития рынка и экспорт книг российских писателей и поэтов за рубеж – преимущественно в Китай, Южную Корею, Иран и другие страны, а также появление сервисов, предоставляющих доступ к литературе через другие предложения и подписки, – «Букмейт» (принадлежит «Яндексу»), «Строки» (принадлежит МТС).
Важная роль в популяризации чтения книг в России по-прежнему принадлежит библиотекам, переживающим очередное рождение. Сегодня это не только книгохранилища, где можно получить доступ к интересующей литературе, но и площадки для встречи с любимыми и популярными авторами.
Как сообщается на официальном сайте мэра Москвы Сергея Собянина, в 2023 году в рамках национального проекта «Культура» и городской программы «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия» взрослые и детские столичные библиотеки выдали свыше 10,9 млн изданий. За прошлый год они приняли около 389 тыс. различных книг. А в целом размер фондов составил 15,4 млн изданий.
Учитывая все это, при сохраняющемся спросе на книги и должной поддержке отрасли со стороны государства у России есть все шансы подвинуть Китай с «самого читающего пьедестала» в мире.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих