С начала 2024 года новгородцы стали замечать, что во время обновления городских автобусных остановок пропадают привычные в этих местах ларьки. Их буквально выкорчевывали из комплексов и оставляли поблизости. В конце мая демонтировать начали местные сетевые ларьки с газетами и пирожками. Причина столь резких изменений на улице – внедрение нового дизайн-кода. Его для Великого Новгорода разработала московская компания «КБ Стрелка» в 2019 году. Его целью было привести нестационарные торговые точки и остановки в городе к «единообразию внешнего вида и конструктивных особенностей». Проще говоря, к общим стилистическим решениям. Однако теперь местный уличный бизнес признается, что может не пережить таких изменений. Подробнее в ситуации разбирался «ФедералПресс».
Как в Новгороде появился дизайн-код
Городская дума приняла этот обширный документ в мае 2021 года. Дизайн-код состоит из четырех направлений:
- рекламные конструкции;
- информационные конструкции;
- нестационарные торговые объекты;
- временные сезонные кафе.
Основной цветовой гаммой нового дизайн-кода стал «серый асфальт». После утверждения нововведения городскому бизнесу дали подготовительный срок в три года. За время владельцы павильонов должны были привести свою собственность к единому стандарту.
«Некоторые предприниматели, оценив объем вложений для выполнения общих требований, установленных для НТО, отказались от планов замены своих объектов в формат, предусмотренный дизайн-кодом. Что касается торговых павильонов «Мельница» (сеть ларьков, где торуют пирожками и кофе. – Прим. ред.), то собственник производит демонтаж старых павильонов и устанавливает новые в соответствии с требованиями», – рассказал «ФедералПресс» вице-мэр Великого Новгорода Сергей Пенязь.
28 мая 2024 года в администрации сообщили, что только 92 объекта из 293 соответствуют нормативу. Требования выполнили 69 из 109 собственников.
«На сегодняшний день на территории города только 30 процентов НТО соответствуют дизайн-коду, в основном в центральной части города. Планируется, что к концу 2024 года дизайн-код активно заработает», – утверждает Пенязь.
Градоначальник Александр Розбаум в своих соцсетях выступил более резко. «Прошло 3 года, время уговоров и переходного периода истекло. Работы по демонтажу несоответствующих объектов продолжаются ежедневно», – заявил мэр.
Оставшиеся после демонтажа рядом с остановками ларьки владельцы должны вывезти самостоятельно, подчеркивают в администрации.
Как дизайн-код угрожает уличному бизнесу
Ситуация с дизайн-кодом очень сложная, комментирует «ФедералПресс» бизнес-омбудсмен Новгородской области Юрий Михайлов. По его словам, у одних предпринимателей есть основания для того, чтобы сохранять павильоны, у других – нет.
«При первом сценарии мы направляем мотивировочные заключения городской администрации или в министерство промышленности и торговли. При втором – рассматриваем предложения об изменении положения о дизайн-коде. Например, по цветовой гамме, размерам и прочим параметрам», – говорит Михайлов.
С 2021 года предприниматели, занятые в уличной торговле, организовали инициативную группу. И все три года у нее идет «постоянное пикирование с администрацией», говорит генеральный директор ООО «Роспечать» Анатолий Федоров.
«На протяжении трех лет мы рассказывали о том, какие сложности у нас вызывает внедрение дизайн-кода. Были различного рода переговоры. Но весь срок было абсолютное непонимание. Я же считаю, что дизайн-код абсолютно не учитывает особенности новгородского ландшафта. И его требования в нашем городе выполнить очень трудно», – отмечает Федоров.
Он подчеркивает, что продажа газет и журналов – бизнес с нулевой рентабельностью, он позволяет разве что выйти на самоокупаемость.
«Это социально ориентированное предприятие. Наши клиенты – это пенсионеры, у которых очень ограничены финансовые возможности. Поэтому мы и цены не повышали. И не можем мы поменять все 17 киосков в городе за столь короткий срок. Мы посчитали, на это потребуется 7,5 млн рублей», – говорит Федоров.
Бизнесмен добавляет, что в 2019 году президент РФ дал поручение сохранить газетную отрасль в стране. А в 2020-м была разработана программа поддержки по развитию розничной торговли газетами и журналами в Новгородской области. Но история с дизайн-кодом, замечает предприниматель, задает заведомо невыполнимые стандарты, «которые на корню уничтожают газетную торговую сеть».
Инициативная группа предпринимателей, по словам Федорова, уже обратилась в прокуратуру. «Если не удастся добиться понимания ситуации, то пойду в суд, чтобы доказать, что нарушаются права моего бизнеса», – обещает сам бизнесмен.
Федоров замечает, что округлые газетные павильоны, наоборот, добавляют индивидуальности городскому пространству Великого Новгорода, так как созданы по индивидуальному проекту.
«В соседних городах таких не встретишь. И эстетически наши намного приятнее прямоугольных рубленных ларьков», – уверен предприниматель.
Должны ли все павильоны быть одинаковыми
Фонд поддержки предпринимателей выдавал предпринимателям льготные займы для приведения павильонов в соответствие с дизайн-кодом. «Я не помню ни одного обращения, в котором мы бы отказали», – замечает Юрий Михайлов.
Многие предприниматели до последнего момента ждали, что подготовительный период продлят или «как-то обойдется», говорит бизнес-омбудсмен. При этом Анатолий Федоров признается, что ему «предлагали взять просто кредит на переоборудование киосков, но не льготный займ».
«Требования к размещению и архитектурному облику НТО должны быть одинаковы для всех, будь то к отдельно размещенному киоску предпринимателя малого бизнеса, торговой сети или крупного производителя, павильону, объединенному с остановочным навесом. Исключений быть не может – все равны перед законом», – заявляет депутат городской думы Владимир Еремин.
Новгородцы же по-разному относятся к стилистическому нововведению. Кто-то из них называет решение с дизайн-кодом верным, так как оно избавляет город «от вычурной аляповатости». Другие же критикуют цветовую гамму новых павильонов за «серость и сходство с могильными тонами».
«Если бы в нашей стране лет 800 назад был дизайн-код, не было бы особых новгородских церквей, которые формируют наш новгородский стиль. А ведь это то, ради чего приезжают туристы. Коллеги из администрации ведут очень серьезную работу, систематизируя важные вещи: что можно, что нельзя. Но я бы все-таки нашел решение: ведь объекты, которые уже стали частью современного облика Великого Новгорода, нужно однозначно оставлять. Нельзя терять свою индивидуальность», – говорил губернатор Андрей Никитин еще в 2020 году.
Тогда однозначного решения о дизайн-коде еще не было.
Фото: ФедералПресс / Матвей Николаев
Эксклюзивы «ФедералПресс»