Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

АИРР представила новый индекс востребованности кадров в российских регионах: главное

АИРР
Наиболее остро вопрос потребности в кадрах, согласно отчету АИРР, стоит в 10 регионах

На сайте Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) был опубликован новый квартальный индекс востребованности кадров для инновационной экономики. По мнению экспертов, этот инструмент позволяет оценить кадровый потенциал регионов и выявить ключевые факторы, влияющие на баланс спроса и предложения на рынках труда в стратегически важных отраслях. Какие субъекты РФ наиболее нуждаются в квалифицированных специалистах – читайте на «ФедералПресс».

Для внедрения новых технологий и устойчивого развития российской экономики необходимо обеспечивать рабочие места квалифицированными кадрами. Недостаток рабочих рук и людей с нужными компетенциями является одним из ключевых сдерживающих факторов экономического развития. Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) подготовила региональный индекс востребованности кадров для инновационной экономики.

Исследователи раскрыли кадровый потенциал субъектов РФ и оценили уровень востребованности специалистов STEM-профессий в регионах по отношению к численности населения – технические, научные и инженерные специальности (от англ. STEM – Science, Technology, Engineering, Math). К ним относятся, например, специалисты в сфере инжиниринга, машиностроения, компьютерных наук, математики, физики, биохимии, геологии, биологии, астрофизики, экономики, астрономии, статистики, а также психологии, дизайна, архитектуры.

«Имеется ярко выраженная тенденция к росту востребованности STEM специалистов: за 12 месяцев показатель вырос на 26 %», – говорится в исследовании.

Регионы РФ были условно разделены на пять групп по уровню востребованности кадров:

  • А – «Наибольшая востребованность» (более 115 % от среднего уровня по России);
  • Б – «Высокая востребованность» (от 100 до 115 %);
  • В – «Средняя востребованность» (от 85 до 100 %);
  • Г – «Пониженная востребованность» (от 60 до 85 %);
  • Д – «Низкая востребованность» (ниже 60 % в силу разных причин).

Наиболее остро вопрос потребности в кадрах, согласно отчету, стоит в 10 регионах: Москва и Санкт-Петербург, Новосибирская область, Свердловская область, Тюменская область, Томская область, Республика Татарстан, Нижегородская область, Пермский край, Самарская область.

Безусловно, на баланс спроса и предложения на рынке труда влияет большое число факторов: отраслевая структура региональной экономики и доля занятых в высоко- и среднетехнологичных видах деятельности, качество рабочих мест, в том числе уровень зарплат, а также количество молодых специалистов на рынке труда и соответствие их знаний потребностям компаний.

Анализ показывает, что во многих регионах правила на рынке труда определяются уже работниками. Задача удержания сотрудников становится не менее важной, чем поиск кандидатов на вакансии.

Во многих регионах имеется высокая «зарплатная конкуренция» за кадры между высокотехнологичными рабочими местами, предъявляющими высокие требования к квалификации работников, и низкопроизводительными рабочими местами в секторе услуг (например, курьерские услуги).

По мнению кандидата экономических наук, доцента базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Юлии Коваленко, специализации необходимых STEM-специалистов отличаются от региона к региону.

«Рассматривая тенденции, которые выявлены в 2024 году, есть необходимость в STEM-специалистах. Это относится к таким специалистам как био- и нанотехнологи, инженеры, программисты. Стоит отметить, что это именно высококвалифицированные кадры по отраслям. Причем отрасли будут очень сильно зависеть от региональной направленности и структуры экономики конкретного субъекта», – заявила Коваленко.

По ее словам, в настоящее время учебные заведения РФ широко взаимодействуют с потенциальными работодателями и стремятся готовить востребованные кадры под потребности определенных компаний. Это медленный процесс, отмечает эксперт, однако в этом направлении ведется активная и системная работа.

«Важным аспектом будет являться то, что в настоящее время уже со школьной скамьи у детей проходит различная профориентационная работа и разделение по интересующим направлениям. Кроме этого, вузы активно сотрудничают с потенциальными работодателями стараясь подготовить кадры именно по потребности конкретных компаний. Нельзя сказать, что это вопрос, который возможно решить очень быстро, но плановая и постепенная работа государства, вузов и работодателей приведет к балансу на рынке труда», – объяснила экономист.

Юлия Коваленко подчеркнула, что необходимо развивать все направления, в том числе так называемые обеспечивающие профессии – дать необходимый результат может только комплексный подход.

«Важны все направления, потому что только комплексный подход позволит эффективно развивать экономику в целом. Но нельзя забывать про обеспечивающие профессии – это и повара, и водители, и дворники, слесари, электрики, токари, младший медицинский персонал, а также другие. Ведь без них не будет эффективного развития экономики», – заключила доцент Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Заместитель генерального директора по развитию ООО «Фидесис» Алексей Сбойчаков отмечает, что смягчить дефицит кадров для инновационной экономики может помочь более тесная интеграция потребностей российских компаний в образовательные программы высшего и среднего профессионального образования,

«Например, использование современных российских программ для инженерного анализа при поддержке компании-разработчика уже в процессе обучения студентов позволяет им стать востребованными специалистами уже на старте карьеры. Это лишь один из примеров успешного взаимодействия», – указывает эксперт.

Предприятия могут формировать кадровый резерв, предоставляя стипендии и возможности для стажировки, вовлекая студентов в решение реальных задач при подготовке курсовых и дипломных работ, полагает собеседник «ФедералПресс»..

«Такое сотрудничество помогает сократить разрыв между традиционной подготовкой в вузах и колледжах и современными требованиями предприятий, которые постоянно видоизменяются, следуя за трендами развития экономики и рынков. То есть, более тесная интеграция потребностей компаний в учебные программы делает систему образования более гибкой и реагирующей на эволюционирующие потребности экономики. Такой подход особенно важен для успешной реализации национальных проектов, направленных на развитие промышленности и высокотехнологичных отраслей экономики», – убежден Сбойчаков.

Ведущий научный сотрудник Центра «Институт социального анализа и прогнозирования» ИПЭИ РАНХиГС Виктор Ляшок признает, что за последние несколько лет потребность в STEM-специалистах значительно выросла, что является следствием как цифровизации российской экономики, так и происходящих демографических процессов.

«В первую очередь растет спрос на программистов, аналитиков данных, специалистов в современной инженерии и других профессий, необходимых для инновационной экономики. Также сохраняется потребность в специалистах в области экономики и менеджмента», – полагает экономист.

Спрос на таких работников сейчас существенно превышает количество выпускников вузов по соответствующим специальностям. Не удивительно, что активно развиваются сферы дополнительного образования и переквалификации.

«Региональный индекс востребованности кадров показывает, в том числе, важную особенность – неравномерное распределение спроса на кадры между регионами. В основном он сосредоточен в крупных агломерациях, в первую очередь, в столицах. Такие регионы остаются главными центрами притяжения населения, что подтверждается данными о межрегиональной миграции населения», – рассуждает собеседник «ФедералПресс».

Развитие удаленных форматов занятости может смягчить проблему трудовой миграции, но не решить ее полностью – большинство STEM-специалистов все равно будут концентрироваться в тех регионах, где спрос на них выше всего. Поэтому важно, чтобы развитие дистанционных форм занятости сопровождалось также развитием онлайн-образования, подытожил Виктор Ляшок.

Фото: пресс-служба АИРР

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.