Минэкономразвития России создало новый инструмент, чтобы создать комфортные условия для роста предпринимательства в регионах страны, который уже показывает свою эффективность. Но внедрить региональный инвестиционный стандарт в субъекте – это полдела, важно удержать показатели и по возможности усовершенствовать условия для бизнеса. О развитии нового института и почему регионы стали жестко конкурировать – «ФедералПресс» беседовал с заместителем министра экономического развития РФ Муратом Керефовым.
На ПМЭФ подводятся итоги внедрения регионального инвестиционного стандарта. Расскажите, для чего он нужен регионам?
— Региональный инвестиционный стандарт направлен на создание однородной среды для работы с инвесторами на территории всей страны. Это позволит инвестору быстро найти точки входа, погрузиться в специфику региона и запустить инвестиционный проект.
Вся система работает на быстрый запуск инвестиционных проектов и состоит из пяти элементов. Первое – это агентства развития, которые, по сути, являются единым окном для работы региона и бизнеса.
Чтобы в режиме онлайн инвестор мог подобрать площадку для открытия предприятия, создали инвестиционную карту России. Сейчас она стала масштабной, по всей стране мы собрали больше 15 тысяч инвестиционных площадок. Инвестор может очень быстро найти свободные инвестиционные площадки, объекты инфраструктуры рядом, меры поддержки, которые могут быть использованы.
Третий элемент – это инвестиционная декларация – по сути, публичное обязательство руководства региона о том, как власти работают с бизнесом. Это гарантия того, что права инвестора нигде не будут ущемлены и что будет оказана поддержка в открытии дела. Этот документ публичный, он подписывается, как правило, руководителем субъекта, и очень значим для инвестора.
Четвертый элемент – это свод инвестиционных правил. Понятные действия инвестора по подключению к сетям, получению различного рода разрешений, согласований и т. д., где описана каждая процедура и сроки.
И последний элемент – это инвестиционный комитет. Это хороший инструмент для досудебного урегулирования споров. Как правило, и я благодарен за это регионам, инвестиционный комитет возглавляет губернатор. Когда мы только начинали внедрять эту систему, поступали десятки вопросов. Сейчас мы видим уже сотни обращений – это сотни раз, когда инвестор не пошел в суд за решением проблемы, а разрешил ее в рабочем и оперативном порядке. Этот институт у нас набирает достаточно хорошую динамику и показывает свою эффективность.
То есть региональный инвестстандарт должен создать для инвестора однородную среду, куда он мог бы прийти со своим капиталом и запустить производство?
— Да, все верно. Эти пять элементов, о которых я рассказал, формирует Минэкономразвития. Лучшие практики, которые есть в стране, мы берем за основу. Вместе с бизнесом их дорабатываем и утверждаем ее в виде стандарта.
Как подтвердить внедрение инвестиционного стандарта в регионах? Это происходит путем опроса, и опрос проводят ведущие в стране деловые объединения. Создается специальный совет, который возглавляет «Деловая Россия», в нее входят РСПП, Торгово-промышленная палата и «Опора России». В каждом регионе создаются группы, которые проводят опрос.
Все регионы страны внедрили этот стандарт?
— Процедура подтверждения очень жесткая и проходит ежегодно. То есть мало внедрить инвестстандарт, этот уровень нужно поддерживать и улучшать.
Завтра на форуме подведем итоги внедрения, но я вам скажу, что всегда эта процедура достаточно жаркая, и не все регионы подтверждают стандарт. Такие случаи бывают, но это в принципе и говорит о качестве той работы, которую бизнес проводит по оценке внедрения стандарта.
Хороший показатель – это сколько? 60 % или 90 %?
— Могу сказать, что показатели гораздо выше. Мы не первый год занимаемся этой темой, и все регионы достаточно сильно подтянулись. Если раньше разрыв между субъектами был достаточно большой, то сейчас разрыв становится минимальным. Региональные команды набрали хорошую динамику.
И все это сопровождается беспрерывным обучением. У нас действует большая программа обучения региональных команд. Недавно был очередной этап, в котором приняли участие около 800 представителей региональных команд. В этой программе участвуют и муниципалитеты, и региональные органы исполнительной власти, и бизнес. Такой взаимный обмен информацией идет, и, соответственно, это все дает синергию, и уровень взаимодействия повышается.
Учитывая, что разрыв между регионами сокращается, предполагаю, что увеличивается дух конкуренции за инвестора. Когда мы говорим о притоке инвестиций в регион, неизбежно сталкиваемся, что эти инвестиции нужно поддерживать, в том числе и кадровым ресурсом. Как национальный проект «Производительность труда» может ослабить кадровый дефицит, с которым сталкиваются сегодня все регионы страны?
— Безусловно, кадровый дефицит будет основным вызовом. Если говорить о кадровой потребности, нам нужно дополнительно привлечь свыше 2 млн человек. Одним из ресурсов является нацпроект «Производительность труда», который реализуется уже шесть лет. Если посмотреть на результаты работы, во-первых, практически все показатели, которые должны быть достигнуты к концу этого года, уже сейчас выполнены. То есть динамика хорошая набрана и, скорее всего, к концу года все показатели достигнут 100 процентов.
Если оценить, как влияет нацпроект на кадры, то в начале и у нас, и у бизнеса были опасения. Когда начинаешь заниматься производительностью, у тебя высвобождаются сотрудники, и кого-то надо уволить и так далее. Но, как правило, это работает не так. Производительность повышает эффективность занятости, и свободных людей можно переобучить и использовать на другом участке, где есть кадровый дефицит.
Мы посчитали, что за шесть лет потребность в кадрах, которая была закрыта путем реализации национального проекта «Производительность труда», составила около 130 000 человек. И сейчас в правительстве обсуждается, и президентом поставлена задача продолжить реализацию бережливых проектов в следующей шестилетке. Мы сейчас обсуждаем подходы к новому формату мероприятий. Думаю, если они будут продолжены, это также внесет значимый вклад в снижение кадрового дефицита.
Нацпроект сейчас в стадии формирования, но президентом Российской Федерации поставлена задача охватить 40 % предприятий, попадающих под критерии участия в нацпроекте, то есть в два раза увеличить охват. Плюс есть задача вовлечь в эти проекты все предприятия в социальной сфере. Сейчас мы с коллегами из профильных министерств также обсуждаем подходы к реализации данного направления.
Фото: ФедералПресс
ПМЭФ-2024