В рамках ПМЭФ-2024, который проходит в Северной столице, эксперты обсудили вопрос развития финансовых технологий. В частности, участники события выяснили, у кого лучше и эффективнее работает финтех, у банков или маркетплейсов. В частности, финансовые организации развивают новые сервисы, которые дают клиентам новые преимущества в lifestyle-сферах и ретейле. При этом у торговых площадок есть обширные многомиллионные базы клиентов и понимание их предпочтений. «ФедералПресс» рассказывает о том, что мнения участников разделились.
Как развиваются финансовые технологии у банков
В обсуждении приняли участие глава «Альфа-банка» Владимир Верхошинский, заместитель президента – председателя правления, банк ВТБ (ПАО) Георгий Горшков, статс-секретарь –заместитель председателя Центрального Банка России, член совета директоров Банка России Алексей Гузнов, генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук, управляющий директор Ozon Сергей Беляков, управляющий партнер «Авито» Иван Гуз и другие. Модератором сессии стала телеведущая Ксения Собчак.
Банки развивают новые сервисы, которые дают клиентам возможность заказать бытовую технику, купить билеты на развлечения прямо в приложении. Кроме того, финансовые организации отслеживают потребности клиентов.
Глава «Альфа-банка» Владимир Верхошинский отметил, что раньше в сфере финтеха с банками соревновались телеком-операторы. Однако уже сейчас видно, что выжил только один участник рынка, который занял свою нишу.
«Если смотреть в моменте, финтех сейчас, конечно, у банков на уровень выше, чем у маркетплейсов», – отметил эксперт.
Банки могут предложить своим клиентам хороший сервис и возможности, которых нет у маркетплейсов. Речь идет даже о такой простой возможности, как перевыпуск карты.
Он также отметил, что порой маркетплейсы создают несправедливую конкуренцию. Верхошинский рассказал об исследовании, которое показало, что 83 % клиентов хотят идти в банк одного из маркетплейсов, потому что торговая площадка предлагает скидку. Это можно назвать цифровой дискриминацией.
Какими технологиями могут ответить маркетплейсы
Маркетплейсы активно внедряют финансовые платежные сервисы и карты и стараются зайти на территорию банков. С одной стороны, у маркетплейсов есть все слагаемые для успешной стратегии – обширные многомиллионные базы клиентов и понимание их предпочтений. С другой – могут возникнуть сложности при построении успешной финтех-организации без банковской финансовой модели.
Управляющий директор Ozon Сергей Беляков отметил, что в российской экономике есть несколько отраслей, в которых компании являются уже законодателями мод. Речь идет о кредитных организациях и телекоме.
«Компании не балуют потребителя, а задают стандарт качества услуг, которые эти компании оказывают», – считает Беляков.
При этом банки и маркетплейсы «не делят поляну». Компании состязаются и соревнуются, чтобы стать лучше.
Генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук также уверена, что маркетплейс не соревнуется с банками. Все изменения происходят для того, чтобы сделать сервис удобнее для клиентов, селлеров, партнеров и исполнителей.
«Мне кажется, что здесь немного неправильно говорить, чей финтех круче. Банки развивают свой бизнес, и он представляет универсальные финансовые решения, а мы занимаемся тем, что улучшаем компанию для всех, с кем взаимодействуем на площадках», – заключила Бакальчук.
Управляющий партнер «Авито» Иван Гуз рассказал, что компания не планирует создавать собственный банк и соревноваться с коллегами из финансовых организаций. Однако клиентам необходимы новые решения. В связи с этим компания решила идти по пути партнерства. Организация работает с банками, чтобы предоставить клиентам новые сервисы.
Фото: ФедералПресс / Кирилл Конторщиков
ПМЭФ-2024