20 июня 2011 года под Петрозаводском потерпел крушение пассажирский лайнер Ту-134, летевший из Москвы. Жертвами трагедии стали 47 человек. Это самая крупная авиакатастрофа в истории Карелии. О том, как произошло падение, его причинах и виновных – в материале «ФедералПресс».
Хроника крушения Ту-134 под Петрозаводском
Крушение Ту-134А-3 под Петрозаводском произошло 20 июня 2011 года. Лайнер выполнял перелет по маршруту Москва – Петрозаводск по заказу авиакомпании «РусЛайн». Во время захода на посадку погодные условия были неблагоприятными: низкая слоистая облачность в высоте достигала 30–40 метров и переходила в туман видимостью 500–700 метров. Из-за этого борт при приземлении зацепил деревья и упал рядом с деревней Бесовец – на расстоянии около 1,2 км от аэропорта Петрозаводска.
Катастрофа унесла жизни 44 человек. Среди них:
- восемь членов экипажа (четыре пилота, два авиатехника и две стюардессы – Юлия Гурина и Елена Ерофеева);
- 36 пассажиров (на борту находилось семь детей и арбитр FIFA Владимир Петтай).
Выжить смогли восемь человек. Это стюардесса Юлия Скворцова и семь пассажиров. Однако все они получили ранения. Семь человек на момент госпитализации находились в крайне тяжелом состоянии. МЧС РФ отправило в Карелию самолет Ил-76 для эвакуации выживших. Борт был оборудован медицинскими модулями. На нем летели 15 врачей отряда «Центроспас», а также пять психологов.
21 июня 2011 года выживший в катастрофе девятилетний ребенок скончался в республиканской больнице. Так число жертв крушения выросло до 45 человек. 25 июня умерли еще двое пассажиров – мужчина и женщина. Так общее число жертв составило 47 человек.
Эта авиакатастрофа стала крупнейшей на территории Республики Карелия за всю ее историю.
Причины крушения Ту-134 под Петрозаводском
Отчет по итогам расследования Межгосударственной авиационной комиссии опубликовали 19 сентября 2011 года. Он показал, что причиной крушения стало «непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты».
Подчеркивается, что отсутствовал визуальный контакт с огнями огнями приближения и наземными ориентирами. Поэтому борт столкнулся с деревьями и землей во время управляемого полета.
МЧС России наградило ведомственными медалями «За отличие в ликвидации последствий ЧС» и «За отвагу на пожаре» гражданских спасателей и пожарных, которые в первые минуты после падения Ту-134 ликвидировали возгорание и помогали выжившим пассажирам.
Кого судили после крушения Ту-134 под Петрозаводском
В августе 2015 года Прионежский суд Карелиии начал рассмотрение уголовного дела о катастрофе Ту-134 в 2011 году. Судили:
- чиновника Росавиации Эдуарда Войтовского;
- экс-начальника аэропорта Петрозаводска Владимира Шкарупу;
- начальника авиационной метеорологической станции аэропорта Владимира Пронина.
Войтовского обвиняли в халатности, а Шкарупу и Пронина – в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. В 2017 году всех троих суд признал виновным и приговорил их к пяти годам лишения свободы условно. Обвиняемые сразу были амнистированы и освобождены от отбывания наказания – с них сняли судимости.
Кассацию в Верховном суде Карелии они проиграли – требовали оправдательного приговора.
Памятный мемориал
В годовщину трагедии, 20 июня 2012 года, на месте катастрофы открыли памятный мемориал – скульптуру обгоревшего крыла самолета и цветок гвоздики. Последний символизировал взрыв. Сверху над ними взлетала стая из 47 стилизованных птиц – по количеству жертв.
На заднем плане установили каменную стену с мемориальными досками в форме обрывков фюзеляжа лайнера с иллюминаторами. Там были выбиты имена погибших.
Ранее «ФедералПресс» писал, что самолет с парашютистами разбился в небе над Кузбассом.
Фото: РИА Новости / Сергей Пивоваров, РИА Новости / Владимир Ларионов