Три года назад, 19 июня 2021 года, двухмоторный самолет L-410 со спортсменами-парашютистами на борту потерпел крушение в районе деревни Журавлево Кемеровской области. Журналисты тогда писали, что аппарат развалился, ударившись о землю, и от него осталась лишь груда металла. В результате катастрофы погибли четыре человека (оба пилота и два спортсмена-парашютиста), еще 15 человек пострадали. «ФедералПресс» вспомнил, как произошла трагедия, и попытался понять, можно ли было ее избежать.
Что произошло
Потерпевший катастрофу самолет Let L-410 принадлежал ДОСААФ и эксплуатировался с июня 2010 года, был разработан еще в Чехословакии как машина для внутренних воздушных линий. На нем выполнялись стандартные полеты – поднимались в небо парашютисты. В то роковое утро самолет взлетел как обычно. За штурвалом были опытные пилоты – командир судна Александр Шейкин и второй пилот Евгений Никитин.
Была отличная солнечная погода, и условий, которые бы препятствовали полету, не было. После очередного взлета примерно на высоте 20 метров произошел отказ правого двигателя. Тогда экипаж принял решение вернуться на аэродром. Позже при наборе высоты отказал левый двигатель. Экипаж решил произвести аварийную посадку на неподготовленную площадку и предупредил парашютистов о жесткой посадке.
«В ходе полета командир воздушного судна доложил об отказе одного из двигателей, было принято решение о возврате воздушного судна на аэродром вылета. При развороте самолет, задев крону деревьев крылом, упал на землю», – сообщили в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте.
В итоге Let L-410 потерпел крушение в районе деревни Журавлево и разрушился.
Аэродром Танай, откуда вылетел самолет, известен тем, что здесь проводятся тренировки парашютистов, а также соревнования по парашютному спорту. После авиакатастрофы руководство ДОСААФ приняло решение приостановить все полеты самолетов L-410 на территории страны, но уже 1 июля того же года запрет был снят.
Известные люди на борту
В тот день в момент авиакатастрофы на борту находились 19 человек, среди которых были два инструктора, два пилота, а также парашютисты, которые готовились совершить прыжок. Помимо пилотов в той авиакатастрофе погибли два инструктора – Алексей Рыбальченко и Вячеслав Новгородцев.
Последний прыгал в тандеме, в том числе с людьми с ограниченными возможностями. В общей сложности он совершил порядка 4,5 тысячи прыжков, был многократным участником Книги рекордов России по групповой парашютной акробатике. Другой инструктор Алексей Рыбальченко совершил более 3,5 тысячи прыжков и также был опытным инструктором.
В числе пострадавших был миллиардер и совладелец угольного разреза «Кузнецкий Южный» Тимур Франк. Как позже стало известно, он возглавлял парашютную команду «Сытые волки» и 19 июня должен был совершить прыжок. Помимо него и других парашютистов на борту самолета находился депутат райсовета Чистоозерного района Новосибирской области Александр Фрилинг. Он также серьезно пострадал, но выжил.
Всех пострадавших эвакуировали вертолетами и доставили в Ленинск-Кузнецкий, в Центр охраны здоровья шахтеров, а еще двоих пострадавших отправили в столицу Кузбасса.
Тогда губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев на своей странице в соцсетях выразил соболезнования родным и близким погибших.
«В Танае потерпел крушение самолет местного аэродрома с 19 людьми на борту. Это был тренировочный полет <....>. Это страшное горе для близких погибших. Кузбасс скорбит вместе с вами», – сообщил губернатор.
Следователи возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». По данным следствия, самолет после взлета коснулся крон деревьев, не набрав нужную высоту и скорость.
По мнению специалистов, если отказывает хотя бы один из двигателей, пилоты рассматривают вариант экстренной посадки. Если отказ двигателя произошел после вылета, то самолет возвращается в аэропорт. Таких примеров много в истории. Если нет возможности посадить самолет, полет может быть продолжен, даже если один двигатель не работает. Причем решение о продолжении полета принимается довольно часто, так что не всегда люди в курсе, что летели с одним рабочим двигателем.
Авиакатастрофы с L-410 в России
Самолеты L-410 терпели крушение в разных регионах России. Если вспомнить последний случай, то после трагедии в Кузбассе новая авиакатастрофа произошла в небе над Иркутской областью. Следовавший рейсом из Иркутска в село Казачинское самолет упал, не долетев всего 4 километра до пункта назначения.
На борту находились 16 человек, в том числе два члена экипажа. В итоге четыре человека погибли, а 12 пострадали. Следователи рассматривают две основные версии крушения – отказ техники и ошибку пилотирования.
Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» о самых страшных ДТП в Сибири.
Фото: РИА Новости / Александр Кряжев