Дефицит рабочих и специалистов в различной сфере ощущается в России уже не первый год. Проблема нехватки кадров со временем становится острее. Президент Владимир Путин еще во время своего посланию Федеральному собранию распорядился запустить новый нацпроект «Кадры», который будет нацелен на развитие квалифицированных работников. О том, какие аспекты возьмут при формировании нового проекта и какие механизмы уже помогают бизнесу получить новых профессионалов, читайте в материале «ФедералПресс».
Сколько специалистов не хватает на рынке труда в России
Потребность в кадрах к 2030 году будет находиться на уровне 3,4 млн человек, сообщил во время сессии «Квалификация будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений» министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков.
«Это в основном специалисты рабочих профессий. Это серьезный вызов не только для сферы занятости, но и для работодателей и сферы образования», – подчеркнул Котяков.
Он отметил, что при формировании нового проекта «Кадры» будет учитываться прогноз рынка труда к 2030 года с учетом демографического тренда и рост производительности отдельных отраслей. Ведомство планирует представить этот прогноз до конца этого года.
Уже были проведены опросы более 80 тысяч работодателей, у которых трудится порядка 12 млн человек. Они поделились своим видением кадровой потребности.
Антон Котяков также сообщил, что программы бесплатной переподготовки граждан через центры занятости также войдут в новый нацпроект, однако, по его словам, они будут действовать адресно. Пройти переподготовку смогут студенты, которые не смогли себя найти на рынке труда, матери, находящиеся в декрете, и инвалиды.
«Между тем на сегодняшний день существует ряд дефицитных профессий на рынке труда, которые даже при стопроцентном устройстве выпускников не будут закрыты по запросу работодателей. По этим профессиям мы также проводим бесплатное обучение для тех, у кого есть желание перейти в новые для них сферы», – обратил внимание Коряков.
Пути решения проблемы дефицита кадров
В поручениях президента отмечена необходимость создания и разработки формы научно-технологического объединения, где есть образовательная и исследовательская составляющая в бизнесе, напомнил зампредседателя комитета по научно-образовательной и инновационной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Михаил Попов. Он также отметил, что бизнес готов идти по этому направлению, но есть две проблемы, которые тормозят это внедрение. К ним относятся потеря рынков и отсутствие стратегических амбициозных задач, которые бы заставляли со стороны государства активно поддерживать бизнес.
«В качестве, скажем, такой задачи можно говорить о создании высокоскоростных магистралей, где нам не только не хватает, а у нас отсутствуют специалисты в этой области, и мы вынуждены их готовить под вот эту стратегическую задачу», – пояснил Михаил Попов.
Между тем эксперт уверен, что научно-производственные объединения могут стать хорошим инструментом, который достаточно активно использовался в 70-е годы при решении инновационных задач в космической и атомной отраслях. Более того, большинство компаний выразило желание создавать у себя такие организации вместе с университетами и образовательными организациями.
«Востребованность в этом есть. Мы выступаем за то, чтобы разрабатывался новый закон о научно-производственном объединении либо о технологическом холдинге», – отметил Попов.
Заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Дмитрий Шаханов в свою очередь поделился своими инструментами кадровой политики. Сюда входят взаимоотношения с образовательными организациями. Кроме того, сделаны акценты на более раннюю профориентацию и на удержание персонала. Компания также активно развивает собственные образовательные площадки.
«Это наше реальное конкурентное преимущество. Это наши детские сады, школы, лицеи, детские железные дороги (их 26), шесть кванториумов. Но этого стало недостаточно. Пошли в муниципальные школы, определили 105 конкретных опорных школ в основном восточного полигона. Там делаем профильные железнодорожные классы, вкладываемся в инфраструктуру, оказываем методологическую помощь», – пояснил он.
Помимо этого, РЖД активно участвует в федеральных проектах и ввела в детских лагерях профильные смены.
Фото: ФедералПресс / Кирилл Конторщиков
Инфографика: ФедералПресс / Наталья Ельцова
ПМЭФ-2024