Летние каникулы, как известно, время отдыха только для учащихся, тогда как учителя в это время готовятся к новому учебному году. На фоне дефицита учителей одной из непростых задач для российских школ является пополнение педагогических кадров. Однако с этим помогают справиться не только федеральные программы, но и региональные инициативы. О тюменском опыте расскажем в материале «ФедералПресс».
Подкрепление кадров
За четыре года реализации программы «Земский учитель» в Тюменской области трудоустроили 41 педагога по наиболее востребованным в регионе специальностям – учителя математики и физики, русского языка и литературы, иностранных языков.
Попасть в эту программу молодым учителям непросто: вакантные места быстро оказываются занятыми. Ежегодно на участие в программе поступает большое количество заявок от учителей из различных регионов. Сегодня благодаря федеральному проекту в тюменские сельские школы трудоустроились 23 учителя в возрасте до 35 лет – это 56 % от общего количества переехавших в регион «земских» педагогов.
Достаточно часто победителями конкурсного отбора являются выпускники региональных вузов, рассказали в департаменте образования и науки Тюменской области. В этом году переехать в глубинку захотели 23 соискателя, тогда как конкурс объявлен на шесть вакансий. В итоге определено четыре победителя, еще двух педагогов предстоит найти.
Тюменская область входит в Уральский педагогический округ. Работа в межрегиональном формате позволяет использовать образовательный ресурс вузов других регионов (к примеру, Свердловской области). Ежегодно педагогические коллективы школ Тюменской области пополняются выпускниками вузов соседних регионов.
Молодых учителей привлекает активное развитие социальной инфраструктуры региона, положительная динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, акцентировала внимание «ФедералПресс» директор департамента образования и науки Вероника Ефремова.
Обучить и удержать
«Кадровый состав общеобразовательных организаций региона стабилен. Средний возраст педагогических работников составляет 42 года. Высшее педагогическое образование имеют 84 % специалистов школ. В настоящее время руководители образовательных организаций проводят процедуру подбора учителей, организуют работу по заключению трудовых договоров. Востребованы учителя математики, физики, русского языка и литературы», – рассказала Вероника Ефремова.
Она подчеркнула, что подготовка педагогических кадров в регионе ведется в Тюменском государственном университете, а также в учреждениях среднего профессионального образования. В 2024 году ожидаемый выпуск – 1277 специалистов педагогического профиля. На новый учебный год общее количество мест для поступления по педагогическим специальностям увеличивается (составит 1955, из них 1115, включая платные места – в вузе и 840 – в учреждениях СПО). Для решения вопросов кадрового обеспечения используется ресурс целевого обучения, и количество «целевиков» ежегодно увеличивается.
«Не менее важным является решение задач по закреплению учителей в первые годы работы в школе. У нас есть своя находка в решении этой задачи. Второй год реализуется региональный проект «Факультет педагогических профессий» совместно с организацией профсоюзов. Благодаря Факультету снизился процент молодых педагогов, ушедших в первые годы после трудоустройства в школу», – обратила внимание руководитель департамента.
Программа занятий рассчитана на весь учебный год, периодичность очных встреч – раз в месяц. Сопровождение между встречами обеспечивается педагогами-наставниками, специалистами Центров непрерывного повышения профмастерства в Ишиме, Тобольске и Тюмени.
«В то же время необходимо отметить, что в нашем регионе потребность в педагогических кадрах ежегодно увеличивается. Это напрямую связано с демографическим фактором, открытием новых и модернизацией действующих объектов образования. За последние пять лет в Тюменской области численность школьников увеличилась на 49,9 тыс. человек, воспитанников детских садов – на две тысячи», – сказала глава депобра.
Приоритеты на будущее
«Регион заинтересован в пополнении педагогических коллективов специалистами с высшим образованием. Потому мы активизировали работу с Тюменским государственным университетом по педагогическому направлению. В текущий период прорабатываем совместный проект Губернаторского педагогического резерва, включающего в том числе увеличение контрольных цифр приема за счет регионального бюджета, механизмы «педагогической мобилизации», антикризисные команды, подготовку и сопровождение молодых управленцев», – подчеркнула министр.
Она также назвала приоритетные направления ведомства для дальнейшей проработки – это участие в формировании федеральных контрольных цифр приема (КПЦ). Ежегодно регион запрашивает у Министерства науки и высшего образования более тысячи мест КЦП по педагогическим специальностям.
Однако центры компетенций региональные заявки не всегда учитывают и направляют в регион гораздо меньше: так, в 2023 году регион запрашивал 1300 мест, но получил лишь 677 (из них 542 очно, 135 – заочно).
«В этом ключе мы продолжим работу, направленную на увеличение значений, запрашиваемых федеральных контрольных цифр приема на бюджетные места по педагогическим направлениям», – сказала Вероника Ефремова.
Правительством Тюменской области принято решение об увеличении контрольных цифр приема по педагогическим специальностям в колледжи Тюменской области с 580 мест в 2023 году до 1145 в 2026 году.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов, Нина Калинина, Антон Федулов
Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова
Человеческий капитал