Каждый год кинематографисты и другие участники деловой программы фестиваля «Горький Fest» обсуждают вопросы развития индустрии в Нижегородской области. Представители отрасли на панельной дискуссии поделились, что изменилось за последние годы, насколько комфортно съемочным группам приезжать в Нижний Новгород, какие острые проблемы остаются. О личной боли, переживаниях и будущем кино в регионе читайте в материале «ФедералПресс».
Столицы выкачивает кадры
По словам министра культуры Нижегородской области Натальи Сухановой, за последние годы в регионе сняли десятки фильмов и сериалов. Так, в 2023 году велись съемки 20 проектов, годом ранее – десяти. В планах на этот год как минимум не снижать планку.
Запрос на съемки в регионе есть, способствует этому и система рибейтов – частичного возмещения затрат на производство фильма или сериала. Однако же съемочные группы, прибывая в город на слиянии Оки и Волги, сталкиваются с другой проблемой – нехваткой квалифицированных кадров. Специалисты-нижегородцы либо совмещают две работы, либо покидают регион.
В начале встречи режиссер и генеральный продюсер кинофестиваля «Горький Fest» Оксана Михеева отметила, что в свое время сама уехала из Нижнего Новгорода в Москву по причине того, что в городе не было кинематографа. Аналогичная ситуация складывается и с другими специалистами: они едут учиться в столицу или Санкт-Петербург, а вот обратно возвращаться не стремятся.
Близость Москвы – и плюс и минус расположения Нижнего Новгорода. Как и в других отраслях, столица выкачивает кадры из региона. Как призналась продюсер фильма «Лгунья» Екатерина Михайлова, им пришлось везти в столицу ПФО почти всю съемочную группу.
«Не хватило транспорта, мы везли его из Москвы. Художественный цех, реквизиторы, осветители, электрики – это те люди, которые физически необходимы, а также администрация. Проблема, что вы «выращиваете» людей, а они потом уезжают. Как этого избежать – отдельный квест», – отметила Михайлова.
Ее коллега по цеху – режиссер Юлия Трофимова добавила, что есть потребность в ассистентах.
Плюс существует большой запрос на толковых локейшен-менеджеров, способных показать лучшие (и подходящие) места в богатой на фактуру для разных жанров кино Нижегородской области.
Кинематографисты стучат в закрытые двери
В своем выступлении исполнительный продюсер фильма «Невада», который снимали в нижегородской деревне Бармино в 2018 году (картина вышла в 2023 году), Дарья Шлифштейн акцентировала внимание не только на кадрах, но и на «закрытых дверях» для съемочной группы. Отступая от основной проблематики, она пожаловалась, что работа над проектом началась еще до пандемии и первая трудность была с финансированием – в итоге денег на экранизацию сценария дали в другой стране.
«Нам везде закрывали двери в России. Мы решили выйти на различные рынки в мире и предлагать сценарий. В итоге нам выделила деньги Аргентина – самое неожиданное место, потому что они увидели потенциал», – отметила продюсер.
Съемочная команда в Нижегородскую глубинку приехала из Буэнос-Айреса. Правда, Шлифштейн на дискуссии умолчала, что сценарист фильма Анна Тюрина замужем за аргентинским режиссером Матиасом Муса, который работал над созданием этого проекта.
Рассказывая о процессе создания фильма, продюсер заметила, что в съемках отказывали почти все, начиная от магазина «Магнит» и заканчивая представителями РПЦ.
К слову, на аналогичные проблемы с нежеланием оказать помощь (перекрыть дорогу, снять сцену на объекте с особым режимом и прочее) жаловались представители отрасли и два года назад. Горьким опытом тогда поделились Дмитрий Тюрин, который работал над «Спойлером», и Иван Зархин, принимавший участие во многих проектах, снимавшихся до 2022 года (среди самых известных – сериал «Метод»).
Поправить положение дел у региональных властей получилось. Те, кто работал над своими проектами в последние два года, отмечают кардинальные изменения. В качестве примера в противовес опыту съемок «Невады» создатели фильма «Лгунья» отметили, что им оказали всестороннюю помощь и поддержку.
Работа над проблемами киношников
Программный директор кинофестиваля «Горький Fest» Андрей Апостолов предложил в художественном училище ввести обучение по кинематографическому профилю. От него прозвучало и более радикальное мнение – внедрить обязательную отработку для выпускников на протяжении нескольких лет в родных регионах.
Также участники высказались о том, что обучать кадры можно на базе Школы креативных индустрий. Юлия Трофимова заявила, что взращивать кадры можно было бы с помощью курсов, а также привлекать съемочные команды, которые работают в регионе, к просветительской и образовательной деятельности.
Еще одно предложение поступило от Оксаны Михеевой. Оно касается возможного субсидирования деятельности кинематографистов, чтобы люди были уверены – без денег они не останутся, даже если нет проектов.
Развивать региональное кинопроизводство
Как показывает практика, иметь кадровый ресурс специалистов для киноиндустрии в регионе сложно. Еще одной из обозначенных проблем оказался фактор постоянной занятости. Регион пока не загружен круглогодичными съемками, а значит, нижегородцы задействованы в проектах с переменным успехом. Поэтому почти все они совмещают съемки с основной работой.
Решение проблемы – в развитии киноотрасли в регионе. Оксана Михеева выразила готовность оказать помощь в создании собственного продюсерского центра, как минимум на этапе старта.
Министр культура Наталья Суханова отметила, что на базе министерства есть кинокомиссия, которая помогает съемочным группам, а до конца года будет запущена киноплатформа.
«Мы ресурс. Если есть запрос – мы его отрабатываем. На сегодня, в принципе, у нас есть все, пусть понемногу и не в том объеме, в котором нужно», – сказала она.
Ранее в беседе с «ФедералПресс» замгубернатора Олег Беркович рассказывал о работе над созданием кинопавильонов, которые также прибавили бы привлекательности региону в глазах режиссеров.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия