В последние годы в России участились случаи нарушений закона со стороны мигрантов. Далекий от столичных реалий Приморский край, к сожалению, не стал исключением – только за первые два месяца этого лета Владивосток не менее десяти раз содрогнулся от вопиющих преступлений, совершенных иностранцами. Самые громкие из них – нападение на семейную пару, попытка сбыта героина, групповое изнасилование, массовые драки, публичное обвинение россиян в нацизме, убийства и даже нарушение половой неприкосновенности детей. Почему люди, которые по своему желанию приехали жить и работать в Россию, позволяют себе поведение, которое было бы недопустимо в их родной стране? Какую роль в этом сыграли россияне? Эти и многие другие вопросы «ФедералПресс» задал российским психологам, чтобы вместе найти корень этой проблемы.
Синдром отпускника и защитная реакция
Прежде чем приступить к глубокому погружению в теневую сторону миграционного вопроса в России, необходимо сформировать четкое понимание того, что из себя представляет среднестатистический иностранный специалист.
Опираясь на многочисленные социологические исследования, можно составить вот такой собирательный образ: типичный мигрант в России – это человек, стремящийся к улучшению своего экономического положения, но сталкивающийся с трудностями адаптации.
По мнению политтехнолога, политического психолога, руководителя организации «Мастерская VIP публичности» Александра Ершова, чтобы понять причины вызывающего поведения мигрантов, в первую очередь нужно помнить, что они попадают в чужеродную и часто враждебную им среду. Большинство воспринимают это как должное: пристраиваются, признают свою «второсортность» относительно коренного населения и стараются никого не раздражать.
«Примерно так ведут себя и большинство наших туристов, когда оказываются за рубежом, – стараются соответствовать. Но в любом социуме есть персонажи вроде Вована и Гены, отдыхающих в Турции («Тагил рулит!»), из комедийного шоу «Наша Раша». Так ведут себя люди, которые наконец вырвались из-под контроля надоевших им общественных норм. И они оттягиваются по полной, как подростки, чьи родители уехали с ночевкой на дачу. Это достаточно безобидная форма протеста, поскольку направлена против дисциплинарных ограничений тех стран, откуда мигранты приехали», – поясняет Александр Ершов.
Однако если протест и агрессия направляются в адрес страны пребывания, то начинаются проблемы, которые мы видим сейчас. По мнению психолога, такое случается, когда мигрант изначально считает себя морально выше местного населения: либо в силу превратного представления о религиях, либо потому что считает эту страну должной его народу за какие-то прошлые унижения. Ершов отмечает: это самый опасный тип, поскольку идейный.
Большинство же приезжих ведут себя вызывающе в ответ на недружелюбный прием: мигранты, которые приехали в Россию с добрыми намерениями, не согласны мириться с тем, что на них смотрят как на потенциальных террористов. Психологи и социологи неоднократно отмечали, что именно смесь обиды и страха побуждает людей к формированию своего рода «подпольной» субкультуры, где собственные нормы и правила становятся важнее общественных. В результате мигранты могут позволить себе действия, которые на родине были бы немыслимы, – принципиально игнорировать местные правила поведения и даже язык тех, кто их так не уважает и предвзято относится.
«Я в этом убедился, когда после теракта в CROCUS CITY HALL заговорил с водителем такси из Таджикистана. Он поначалу был закрытым и злобным. Я высказал ему сочувствие по поводу того, что за преступления других стали травить всю нацию. Он сразу преобразился, и к концу поездки мы общались как братские народы СССР, где не было мигрантов – были соседи по стране и, соответственно, гости, к которым отношение было подчас намного теплее, чем к своим соотечественникам», – привел пример из жизни Александр Ершов.
Кроме того, важную роль играет ощущение безнаказанности. Коррупция и несовершенство системы управления в России создают условия, в которых правонарушители чувствуют себя более уверенно. Эксперт поддерживает это мнение, отмечая, что наказание за нарушение законов Российской Федерации – самый короткий путь для решения проблемы. По словам политического психолога, большинство россиян меньше всего волнует цвет кожи, внешний вид мигрантов и даже их уровень знания русского языка – достаточно, чтобы они вели себя в соответствии с местными законами и обычаями.
Изоляция и агрессия: что толкает мигрантов на преступления?
Клинический психолог, психодраматист Олеся Иневская отметила, что существуют два основных способа регулирования общественных отношений: монополия на насилие, которой обладают государственные силовые ведомства, и нормы общественного порицания, которые исходят от самого общества. Ни один из них, к сожалению, в России на мигрантов эффективно не действует.
«Мигранты, находясь на территории другой страны, например России, фактически не подвергаются тому же общественному порицанию, что и на родине. Если бы они совершили преступление дома и об этом узнали родители, друзья, то это стало бы стыдом и позором для всей семьи. Этот важный регулятор – общественное порицание – выпадает в случае с нахождением человека в другой стране», – объясняет Олеся Иневская, отмечая, что силовые ведомства в свою очередь часто действуют избирательно, в связи с чем часть иностранцев может избежать наказания за одно и то же преступление.
Второй фактор, способствующий нарушению закона со стороны приезжих, – трудности с легальным трудоустройством. Большинство мигрантов оказываются в России в поисках лучшей жизни, но в итоге устраиваются на низкооплачиваемую работу и сталкиваются с изоляцией из-за языкового барьера и культурных различий.
Иневская акцентирует внимание на том, что отсутствие поддержки принимающей стороны и следующие за этим ограничение в правах, низкая заработная плата приводят к агрессии и росту преступности со стороны мигрантов. Все это, по словам психолога, порождает замкнутый круг: растущее количество преступлений, совершаемых иностранными специалистами, приводит к ухудшению отношения к ним со стороны общества, что в свою очередь усиливает изоляцию мигрантов и подталкивает их к новым правонарушениям.
«Компаниям невыгодно брать мигрантов на работу по трудовому договору из-за обязательств, которые это налагает. Поэтому начинается нарушение закона, что развязывает им руки. Не секрет, что часто приезжие специалисты достигают высокого положения с помощью нарушения законов и договоренностей с силовыми ведомствами. Почувствовав безнаказанность, они начинают вести себя как хотят, думая, что им ничего за это не будет. А отсутствие программ по интеграции в российское общество только усиливает отчуждение мигрантов – они не принимают нормы и ценности общества», – добавляет психолог.
Говоря о важности интеграции, Иневская упоминает сложный вопрос миграционной политики в СССР, где проводились депортации целых народов по политическим и экономическим причинам. Однако там, где миграция была связана с работой, государство предоставляло рабочие места, жилье и льготы, что само по себе не давало гостям из других государств оставаться на периферии общественной жизни.
«В этом смысле внутренняя миграция в СССР была лучше организована, чем современная миграционная политика», – заключает психолог.
Роль россиян в ситуации с мигрантами: терпимость или попустительство?
«Люди, которые приезжают на постоянное место жительства в Россию, ведут себя по-разному. Те, кто соблюдает правила нашей страны, остаются незамеченными. Однако мы обращаем очень пристальное внимание на тех, кто ведет себя неподобающе. Еще один немаловажный факт: образованные и воспитанные люди востребованы в своей стране и, как правило, не нуждаются в эмиграции. К сожалению, к нам часто приезжают не самые лучшие представители других стран, которые своим поведением затмевают своих же законопослушных земляков», – считает преподаватель Института отраслевого менеджмента Президентской академии, КПТ-психолог Наталия Минаева.
По мнению эксперта, россияне сыграли свою роль в сложившейся ситуации тем, что долгие годы закрывали глаза на выходки мигрантов – молчаливо допускали негативное отношение к себе и своей стране, боялись показаться негостеприимными хозяевами. Можно сказать, что наша национальная терпимость и доброта стали тем, чем злоупотребляют мигранты, ведя себя неподобающе.
Сейчас многие винят в этом политику Советского Союза: мол, «нас учили беспрекословному уважению к другим культурам», однако специалист призывает все же не путать понятие «уважение к другим культурам» с «попустительством пагубному влиянию чужого менталитета».
«Да, учили, но тогда речь шла об обоюдном уважении. Миграция в сегодняшнем виде значительно отличается от той, что была в СССР. Тогда гости из дружественных республик чаще всего приезжали в Россию на учебу, а после могли остаться здесь жить и работать. Это были образованные люди, которые впитывали нашу культуру и культуру поведения еще на этапе студенчества и жизни в общежитиях», – отмечает психолог.
Наши граждане часто обвиняют в бездействии правоохранительные органы, но, по мнению Наталии Минаевой, нельзя переложить всю ответственность только на них. Дело в том, что раньше, когда было меньше мигрантов, за порядком на российских улицах следили не только сотрудники милиции, но и сами граждане – когда-то в нашей стране была очень развита практика формирования народных дружин.
«Сейчас же весь контроль возложен только на людей в форме, и это проблема. Не приставишь же к каждому мигранту личного сотрудника МВД, который будет следить за его поведением. А сами россияне не стремятся помогать органам в этой важной миссии. Раньше, как мне кажется, уровень сознательности был выше», – продолжает психолог.
Уровень сознательности россиян, к сожалению, падает. Сейчас людям проще закрыть глаза на неподобающее поведение. Сложно не согласиться с тем, что мы стали более разобщенными, безразличными, в то время как мигранты сохраняют национальную общность буквально в любой точке земного шара.
«Глядя на поведение мигрантов, можно выявить существующие проблемы в обществе. Ведь, как и гости в доме, они не могут ухудшить ситуацию больше, чем она была до их прихода. Если человек приходит в гости, он скорее всего не будет вести себя агрессивно или неприлично, так как хозяин скажет ему об этом и больше не будет приглашать. Возможно, имеет смысл установить определенные правила для приезжающих в страну, чтобы обеспечить уважительное поведение и соблюдение местных норм», – резюмировала Наталия Минаева.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о том, что прокуратура Приморья назвала ответственных за проблемы с мигрантами. По мнению ведомства, МВД работает неудовлетворительно.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева, Дмитрий Шевалдин
Эксклюзивы «ФедералПресс»