Прошло больше двух лет с введения западных санкций, которые всерьез повлияли на авиационную отрасль России. Как авиакомпании научились преодолевать проблемы, что ждет региональную авиацию и когда в стране появятся свои самолеты – об этом «ФедералПресс» поговорил с главным редактором AVIA.RU Романом Гусаровым.
12 июля SSJ-100 потерпел крушение в Коломенском районе Московской области. В соцсетях вновь заговорили о проблемах в российской авиации из-за санкций. Каково ваше мнение на этот счет?
— Пока никакой оценки данной трагедии дать нельзя. Более того, до окончания расследования это было бы неправильно. В этом вопросе разбирается целая комиссия, у них в руках бортовые самописцы. Данные будут расшифрованы, после чего только можно будет делать выводы, является ли это какой-то системной проблемой, технической или человеческим фактором.
Не считаю правильным бежать впереди паровоза. И если не брать во внимание эту трагедию, никаких проблем с эксплуатацией «Суперджетов» нет.
Если оценивать ситуацию в отрасли в целом, то возросла ли опасность полетов в связи с введенными антироссийскими санкциями?
— Есть санкционные проблемы. Но это проблемы поддержания летной годности – доставать необходимые запчасти. Но нет проблем с теми самолетами, которые находятся в эксплуатации. Если мы смотрим историю авиапроисшествий, нельзя говорить, что с самолетами что-то не так.
Как производятся запчасти для авиаотрасли? Есть ли запчасти, которые производятся «кустарным» способом? Видите ли вы риски их использования?
— Никакого «кустарного» производства авиационных запчастей, конечно, нет, это недопустимо. Ни одна авиакомпания не стала бы их использовать, это уголовно наказуемо.
Не надо проецировать на авиацию наш автопром. Авиация – практически военная организация, где все выполняется четко, согласно регламентам. Нельзя пойти в магазин, купить какую-то гайку и привинтить на самолет. Используются только сертифицированные изделия от сертифицированных производителей, гарантирующих безопасность.
Что касается комплектующих, то, если мы берем «Суперджет», их очень много. Заместить их можно, и какая-то часть уже производится в России, как правило – расходники: фильтры, масло. То, что часто меняют в процессе эксплуатации.
Что касается более сложных изделий, нет смысла их пытаться производить. В планах «Ростеха» на 2026 года создать новый, полностью импортозамещенный «Суперджет». Там будут уже полностью замещенные компоненты.
Как бы вы охарактеризовали главные задачи, которые сегодня стоят перед авиационной отраслью?
— Главная проблема – эксплуатация иностранных самолетов. Наш магистральный флот состоит на 90 % из таких. Важная задача – поддерживать их в эксплуатации, доставать запчасти, поддерживать. И эта проблема лет на 10 перед нами стоит. Эти самолеты еще несколько лет должны отлетать.
Вторая задача – запустить новые отечественные самолеты и обеспечить ими авиакомпании. И пока непонятно, какая задача важнее. Если не сможем ремонтировать иностранные самолеты, прекратятся полеты. Если не будем строить свои – проблема возникнет через какое-то время.
Опять же, у нас растет объем авиаперевозок. Уже в этом году мы ощутим, что парк авиакомпаний достигнет своего предела и развитие остановится без новых самолетов. А иностранных уже не будет.
Почему, по Вашему мнению, медленно развиваются межрегиональные авиалинии? Особенно в отдаленных регионах.
— Региональная авиация – это еще один сегмент. Он не столь масштабный по объемам, но очень важный с учетом географии нашей страны. Большинство перевозок у нас, конечно, магистральные, на больших самолетах. На региональные приходится небольшая часть.
Этот сегмент крайне важен своей социальной функцией. Без больших самолетов не полетим мы в Сочи и в Турцию – поедем на поезде. А вот если не будет региональных самолетов и маршрутов, огромное количество населенных пунктов окажется в изоляции. Сибирь, Якутия, Дальний Восток – эти регионы крайне зависимы от авиации. Ко многим населенным пунктам физически невозможно проложить дорогу, и все сообщение завязано на авиации. Небольшие самолеты привозят продукты, увозят больных и так далее.
В этом сегменте у нас ситуация намного лучше, чем несколько лет назад, и в первую очередь за счет программ субсидирования региональных перевозок. Правительство определяет социально значимые маршруты и субсидирует полеты.
Также действует программа субсидирования самолетов регионального класса. И лизинговые ставки субсидируются, действует целый пакет программ.
Единственная проблема – как таковое отсутствие региональных самолетов. Так получилось, что мы надеялись брать их с мирового рынка. Но, во-первых, западные самолеты очень дорогие. Во-вторых, они не приспособлены к нашим климатическим условиям, к экстремально низким температурам. Кроме нас самих никто для нас самолеты не сделает. Были запущены программы разработки самолетов, но пока они не доведены до результата.
Самое «узкое место» – отсутствие самой техники.
Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова