Информационное пространство стремительно меняется с развитием искусственного интеллекта, и все чаще говорят, что в будущем многие профессии исчезнут. Могут ли нейросети заменить журналистов, как русскому блогеру прославиться на весь мир и какое будущее ждет профессионалов в сфере медиа – об этом «ФедералПресс» побеседовал с футурологом Данилой Медведевым на полях Фестиваля Новых Медиа.
Вы сегодня выступали на Фестивале Новых Медиа, и поговорить хотелось бы, в частности, о них. Мы вступили в эпоху нейросетей: какую роль они будут играть для СМИ в перспективе?
— В перспективе существующие сейчас нейросети никакую значимую роль играть не будут. Только для технической обработки текста и картинки. Уровень нейросетей – это очень низкий уровень когнитивных задач. Это «бестолковый помощник помощника».
Искусственный интеллект в перспективе будет дополнен новыми инструментами, помимо нейросетей. Тогда медиасфера начнет перестраиваться на принципиально новом фундаменте.
Сейчас самый популярный вопрос в нашей отрасли – сможет ли ИИ заменить журналиста. Как вы считаете, какие риски несет ИИ для медиа?
— Журналиста какого уровня? Например, того, кто пишет новости об игре школьных футбольных команд, или того, кто превращает в новость данные из таблиц – да, конечно, сможет заменить. Такую работу нейросети могут выполнять уже сегодня. Можно даже без нейросетей написать скрипт на «питоне», это простые алгоритмы.
А вот задачи, связанные с глубокой аналитикой, с расследованием, нейросети делать не могут. То есть имитировать журналистику нейросети могут. Если говорить о настоящей журналистской работе, например уровня Сноудена и Ассанжа, то ни одна нейросеть с этим не справится.
Можете ли вы назвать еще неочевидные тренды в сфере медиа, которые пока никто особо не замечает, но которые будут определять будущее этой отрасли?
— Тренды по определению очевидны, если их кто-то наблюдает. Но если говорить о глобальной логике развития, в ближайшее время и журналисты, и теоретики медиа отрефлексируют, зачем они вообще существуют, и поймут, что их функция быть «четвертой властью» должна выполняться по-другому. Не ориентироваться на количество читателей, а четко понимать свою целевую аудиторию, пусть даже она не массовая. Сейчас этого нет, и никто даже на шаг вперед не закладывает.
К чему в целом готовиться журналистам, как нам уже сейчас «форматировать» свой труд под новую реальность?
— Человек должен понимать уровень своих амбиций и исходя из этого ставить себе задачи. По сути, СМИ, медиа и журналистика – это управление знаниями, это влияние на людей и моделирование сложных информационных вещей, которые происходят в мире.
Люди, которые делают большие и сложные информационные продукты, 100% будут востребованы, и именно они будут определять, куда идет вся индустрия.
Если человек толькопытается прощупать простой тренд и думает, как ему заработать на нейросетях, он обречен на техническую работу. А настоящий журналист должен на десять лет вперед планировать свою карьеру. Понимать, с какими инструментами он будет работать в будущем, экспериментировать с новыми форматами и системами коммуникациями.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева