Сотрудники Федеральной службы судебных приставов могут получить право на ношение и применение огнестрельного оружия в служебных целях. До этого в особо опасных случаях они прибегали к помощи сотрудников органов внутренних дел. Зачем вводятся новые разрешения и как они отразятся на обществе – разбирается «ФедералПресс».
Что разрешают ФССП
Совет Федерации одобрил поправки, регламентирующие использование оружия и спецсредств сотрудниками органов принудительного исполнения.
- Теперь приставы ФССП будут иметь право на применение оружия для защиты судей и участников судебного процесса от посягательств, представляющих опасность для жизни или здоровья;
- Оружие может быть применено для пресечения побега из‑под стражи, отражения нападения на суд и задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться;
- До стрельбы на поражение оружие должно быть использовано для предупредительного выстрела.
Ужесточение требований к приставам
Авторы инициативы подчеркивают, что изменения не приведут к нарушению прав человека, так как возможность применения огнестрельного оружия строго регламентирована. Тем не менее общественный деятель, заслуженный юрист России Иван Соловьев в беседе с «ФедералПресс» подчеркнул, что разрешение на ношение оружия потребует очень больших правок в системе подготовки кадров.
«Вы же знаете: «Если на стене висит ружье, оно рано или поздно выстрелит». То же самое и с приставами: надеяться на то, что это будет просто формальная мера, конечно, не надо. При наделении приставов правом носить служебное оружие надо кардинально пересмотреть принципы отбора людей в Федеральную службу судебных приставов. Мы же понимаем, что отбор туда не такой строгий, как в ФСБ или МВД», – рассказал Соловьев корреспонденту.
От отметил, что теперь уровень прохождения военной-врачебной комиссии, прохождения психологических тестов должен быть полностью идентичен тем структурам, которым разрешено ношение оружия.
Когда приставы будут применять оружие
По словам юриста, использование служебного оружия допустимо в приграничных и новых регионах. Как для самообороны, так и для защиты населения при необходимости.
«Я допускаю, что это было сделано в том числе в связи с формированием и началом работы ФССП в новых регионах. Там действительно опасно, и я допускаю, что оружие там действительно необходимо для самообороны и пресечения опасных ситуаций», – пояснил Иван Соловьев.
Кроме этого, потенциальная возможность применения личного служебного оружия может предотвратить конфликтные ситуации между судебными приставами и должниками.
«Количество должников у нас не снижается. Есть люди, которые агрессивно относятся к государственным взыскателям, и раньше приставам приходилось привлекать в помощь силовые структуры, которые отвечают за безопасность судов, а в бытовых ситуациях – сотрудников МВД», – рассказал юрист.
Теперь работники ФССП не будут отвлекать сотрудников внутренних дел от поиска настоящих преступников, уверен Соловьев.
Рост социального напряжения
Соловьев также отметил, что выдача судебным приставам оружия только накалит социальное напряжение, и ситуация требует разъяснения со стороны самой службы.
«Я обсуждал этот вопрос с профессиональным сообществом. К сожалению, 90 % отзывов резко отрицательные на то, что судебные приставы смогут носить оружие. Любое увеличение количества людей с оружием вызывает в обществе определенные опасения. Поэтому было бы неплохо Службе судебных приставов выступить и рассказать, как они будут готовить и отбирать своих сотрудников, какую психологическую подготовку будут проводить, и снять это напряжение», – поясняет юрист.
Никто, кроме представителей ФССП, не сможет досконально объяснить, зачем их сотрудникам оружие и в каких случаях оно будет применяться.
«Если люди приходят и взыскивают, то по кому они собираются стрелять? Это решение – огромная ответственность для сотрудников ФССП», – заключил Иван Соловьев.
Фото: ФедералПресс / Артем Тутов