10 августа 1985 года в бухте Чажма на Дальнем Востоке произошла одна из крупнейших радиационных аварий в истории СССР, ставшая страшным напоминанием о рисках работы с ядерными технологиями. Атомная подводная лодка К-431 проекта 675 находилась у пирса № 2 судоремонтного завода № 30 ВМФ в заливе Стрелок Японского моря. В этот день на субмарине проводилась плановая перезарядка активных зон двух реакторов.
Субмарина К-431 была построена в 1965 году и за 20 лет службы успешно совершила семь автономных походов. В августе 1985 года квалифицированные специалисты и офицеры технической базы приступили к плановой перезарядке реакторов. Работы были завершены 9 августа, однако после перезарядки реактора левого борта обнаружилась его негерметичность. Причиной стала небрежная сборка – под уплотнение крышки попал, предположительно, огарок сварочного электрода. Требовалось повторное снятие крышки, чтобы устранить неполадку.
Цена ошибки
Однако работы по переустановке крышки проводились с серьезными нарушениями. Не были соблюдены требования ядерной безопасности: команда «Атом» не объявлялась, а вместо штатных жестких упоров использовались простые стропы. В процессе подъема крышки произошел неожиданный инцидент: мимо на скорости в 12 узлов прошел катер-торпедолов. Катастрофа произошла в считанные секунды: морская волна, идущая от катера, раскачала плавучий кран, который приподнял крышку. Она перекосилась, зацепила компенсирующую решетку и потянула за собой тепловыделяющие элементы реактора. Неуправляемая ядерная реакция не заставила себя ждать.
Многотонную крышку реактора отбросило на десятки метров. В корпусе подводной лодки начался пожар, сопровождавшийся выбросами радиоактивных пыли и пара. Пламя и дым вырывались из технологического отверстия, а лодка осела на корму из-за поступления воды через трещины в корпусе.
Мощный тепловой взрыв с радиацией в эпицентре около 90 тысяч рентген в час оставил от 11 (по другим источникам 10) военнослужащих – матросов и офицеров, выполнявших работы, лишь тени. Всего в результате аварии пострадали сотни людей.
Позже эксперты выяснят, что вся активная зона реактора оказалась за пределами подлодки, дав старт экологической катастрофе и радиоактивному загрязнению акватории, протяженностью 30 километров до самого дна бухты Чажма. Ось радиоактивных осадков пересекла полуостров Дунай и достигла побережья Уссурийского залива.
Ликвидация аварии
Тушение пожара началось незамедлительно, однако проводилось неподготовленными людьми – экипажем стоявших рядом атомной субмарины К-42 «Ростовский комсомолец» и ПМ-133. Около трех часов простые рабочие и военные моряки неустанно боролись с огнем без специальной защиты и необходимого инвентаря в ожидании прибытия аварийной флотской команды.
Работы по противостоянию разрушительной радиации длились несколько дней при участии около двух тысяч человек, многим из которых не предложили даже минимальной компенсации за их героический подвиг.
«Значительные дозы радиации получили 290 человек, у десяти из них зафиксировали острую лучевую болезнь, у 39 – лучевую реакцию. Тогда всех удалось спасти, но к середине 1990-х число официально выявленных пострадавших превысило 950 человек», – пишет РИА «Новости».
Корпус К-431 получил повреждения и был отбуксирован в бухту Павловского на долговременное хранение, только в 2016 году ее отправили на утилизацию. В результате радиационного заражения была признана непригодной и стоявшая рядом подлодка К-42 «Ростовский комсомолец».
Экипаж атомной подлодки был немедленно эвакуирован в безопасное место, бухту Конюшкова, где была проведена оценка степени облучения и оказана необходимая медицинская помощь пострадавшим.
Информационная блокада
Большая часть информации об аварии была тщательно засекречена в течение восьми лет и распространялась исключительно по линии Министерства обороны. Говорили, что в августе 1985 года властям удалось сохранить жизни всех эвакуированных с борта атомной подлодки К-431, однако в середине 1990-х годов то и дело всплывали данные о намеренном занижении цифр. Сейчас эксперты утверждают, что в те роковые дни мощный взрыв в бухте Чажма унес жизни и здоровье более 950 людей, имена большинства из которых так и остаются тайной.
«На месте аварии был установлен режим информационной блокады, завод был оцеплен, пропускной режим завода усилен. Вечером того же дня была отключена связь поселка с внешним миром. При этом никакая предупредительная и разъяснительная работа с населением не проводилась, вследствие чего население получило дозу радиационного облучения», – передает РИА «Новости» слова очевидца происшествия.
Последствия решения об информационной блокаде оказались очень страшными. Во-первых, многие жители поселка Шкотово-22, Дунай и других близлежащих населенных пунктов годами подвергали себя и своих детей радиационному облучению в связи с тем, что не знали о произошедшем в бухте Чажма. Известно, что избежать огромного количества человеческих жертв со стороны жителей окрестных населенных пунктов помогло чудо природного характера. Вечером над территорией радиационной аварии прошел почти тропический ливень – дождевая вода прибила радиоактивную пыль к земле и не дала ветру разнести ее на многие километры. Благодаря этому в населенных пунктах вокруг образовались лишь небольшие радиоактивные аномалии. Через два месяца после аварии содержание радионуклидов в морской воде снизилось до нормальных фоновых значений. Через семь месяцев радиационная обстановка была нормализована на всей территории судоремонтного завода.
Во-вторых, печальный опыт приморских ликвидаторов мог бы помочь избежать роковых ошибок, сделанных через год во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
«Многие специалисты-атомщики считают: чажминская и чернобыльская катастрофы имеют общую причину – опасное привыкание высококвалифицированных специалистов к реакторам и нарушение инструкций. Непредвиденная цепь событий никогда не бывает случайной. И если бы после радиационной аварии на субмарине К-431 приняли жесткие меры на уровне правительства (проверили все ядерные объекты страны), возможно, катастрофы в Чернобыле удалось бы избежать», – приводит издание мнение экспертов.
Расследование комиссией Главного технического управления ВМФ установило, что причиной аварии стало нарушение протоколов и контроля за процессом перегрузки, что вновь указывает людям на опасность освоения ядерной техники и необходимость строгого соблюдения инструкций для предотвращения подобных трагедий в будущем.
На месте трагедии был воздвигнут памятник жертвам. По некоторым данным, произведено захоронение останков погибших на дне мысе Сысоева под толстым слоем бетона. По оценкам специалистов, по сей день около 75 процентов радиоактивного выброса остается на дне бухты Чажма.
«Наша территория имеет долгую историю, связанную с атомным флотом и атомной энергетикой, поэтому соблюдение всех инструкций и регламентов – важнейшая задача. 30-й завод, филиал Дальрау, продолжает свою модернизацию, и коллектив, работающий здесь, представляет собой людей особой закалки, обладающих высокой ответственностью. Мы обязаны помнить о тех трагических днях, передавая эту память из поколения в поколение, чтобы предотвратить повторение таких ошибок в будущем», – высказался глава городского округа ЗАТО Фокино Александр Баранов, почтив память членов экипажа подводной лодки К-431, которые погибли в трагической аварии 10 августа 1985 года.
По словам Баранова, даже спустя 39 лет уроки этого горького события продолжают жить в памяти жителей Приморского края.
Ранее «ФедералПресс» рассказал о том, что на самом деле произошло на судне «Дальстрой», готовившемся к отправке в Магадан 24 июля 1946 года.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1