Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Карелия
0

Палки в колеса: как в Петрозаводске бодро начали транспортную реформу, но вернулись обратно к пазикам

Пазик
В Петрозаводске перенесли транспортную реформу на 2026 год

В 2023 году Петрозаводск начал транспортную реформу, во время которой на улицы должны были выйти новые автобусы. Этого давно ждали в городе, ведь жители устали трястись каждый день и который год в волочащихся при смерти пазах. Власти планировали закончить вакханалию с расписанием и заставить транспорт ходить с точностью до минуты. Первые этапы реформы оказались успешными – обновленный подвижной состав действительно поехал к радости горожан. Однако уже летом он исчез, а вызывавшие то ужас, то омерзение пазы вернулись. О том, почему забуксовала автобусная модернизация в столице Карелии, – в материале «ФедералПресс».

Зачем Петрозаводску понадобилась транспортная реформа

Транспортная реформа в Петрозаводске началась в июне 2023 года. Можно без преувеличения сказать, что ее ждали все жители, пользовавшиеся городскими автобусами, так как последние годы по улицам курсировали морально и технически устаревшие пазики. При этом разные маршруты обслуживали частные перевозчики – и тарифы на них также разнились один от другого, цены за проезд регулярно повышались.

«Петрозаводск, наверное, один из самых дорогих городов-столиц субъектов на Северо-Западе», – говорит в беседе с «ФедералПресс» депутат городского совета Петрозаводска, член постоянной комиссии по транспортному обслуживанию Сергей Ильин.

Автобусы к тому же часто не соблюдали расписание, а иногда некоторые рейсы не выполнялись вовсе. Депутат Ильин отмечает, что причина недостатков в работе петрозаводских автобусов крылась в условиях их работы. По его словам, транспорт ездил так, как ему выгодно, а законных способов повлиять на ситуацию у мэрии или проверяющих органов не было. Это связано с принятым регламентом работы.

«Наказать перевозчиков могли только в том случае, если выявляли технические неисправности в транспорте. Получалось, что если в вечернее время автобус ехал наполовину пустой, то он просто мог прекратить рейс. Потому что было невыгодно», – комментирует Сергей Ильин.

Инициатором реформы петрозаводского общественного транспорта стал уже бывший глава города Владимир Любарский. До этого решения власти обсуждали идею создать муниципальное предприятие, ответственное за автобусные перевозки. Однако стало быстро понятно, что городу такую нагрузку не потянуть – только закупка нового подвижного состава обошлась бы бюджету в 1,5 млрд рублей. Для городской казны такая сумма была неподъемной. Поэтому власти нашли другой вариант модернизации автобусного сообщения – брутто-контракты для перевозчиков. Это система работы, по которой транспортная компания полностью отдает выручку от перевозки пассажиров городу. В обмен администрация платит подрядчику за количество проделанных рейсов – тем самым компенсируя выпадающие доходы и позволяя заработать.

«Брутто-контракты, в первую очередь, эффективно работают для граждан – для них это самый удобный вариант», – подчеркивает Сергей Ильин.

Первым шагом реформы стал переход на регулируемый тариф трех самых популярных в Петрозаводске маршрутов – № 5, 29 и 14. Подрядчиком для работы на них мэрия через конкурс выбрала компанию «Транс-Балт» из Ленобласти. С ней был заключен тот самый брутто-контракт. Он позволил администрации установить регулируемый тариф на указанных маршрутах, а также наделил заказчика инструментами контроля, которых не было по отношению к предыдущим перевозчикам. В случае нарушения условий договора (например, нарушение расписания или не выход машины на линию) были прописаны штрафы.

Ленинградская фирма завезла на три петрозаводских маршрута новые автобусы, которые сразу по достоинству оценили местные жители. Это был комфортный транспорт с терминалами оплаты, кондиционерами и вежливыми водителями. Машины были приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Автобусы на трех популярнейших маршрутах наконец начали четко ездить по расписанию, их движение можно было отследить через онлайн-приложение. Конечно, нельзя сказать, что нововведениями были довольны все горожане. Но большинство точно.

Нельзя и утверждать, что реформа оказалась дешевым удовольствием. Во время ее запуска в конце 2022 года тогда еще замглавы города и председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова рассказывала, что начальная максимальная стоимость контракта на 2023 год по брутто-модели составляла 2,2 млрд рублей.

Власти и горожане рассчитывали, что модернизация автобусного сообщения только продолжится. Однако в июне 2024 года глава Петрозаводска Инна Колыхматова сообщила, что «реформа переносится на два года».

«Переход на систему брутто-контрактов сейчас отменен. Точнее – он откладывается на два года, пока не закончится срок действия свидетельств прежних перевозчиков», – заявила мэр.

На улицы карельской столицы до 2026 года вновь вернуться пазы, а новые автобусы «Транс-Балта» оттуда исчезнут. В чем причина? Об этом петрозаводчанам рассказали в суде.

Почему затормозила транспортная реформа в Петрозаводске

Решение о том, что транспортная реформа в Петрозаводске повернется вспять, было принято 3 июня 2024 года в Верховном суде Карелии. Он подтвердил решение первой инстанции о том, что городская администрация незаконно отдала маршруты № 5, 14 и 29 новому перевозчику ООО «Транс-Балт». Проблема в том, что лицензию на работу у прежних транспортных компаний, которые обслуживали эти направления, была выдана мэрией в 2021 году. И закончится она должна была в августе 2026-го.

Петрозаводские перевозчики обратились в городской суд полтора года назад. Они оспаривали постановление мэрии № 4334 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе». Именно он определял переход на регулируемый тариф и брутто-контракт. Местные компании отмечали, что они лишились маршрутов в самые отдаленные районы города – Птицефабрика, СКЗ и Соломенное. Истцами выступили: ООО «АТП», ООО «АТП 2», ООО «АТП 3», ООО «Автосити», ООО «Транспортная компания», ООО «АТП № 4 Тосноавто», ООО «ТК Паллада».

Так у мэрии не осталось выбора, кроме как вернуть самые востребованные в городе маршруты прежним перевозчикам. Глава города Инна Колыхматова после судебного решения заявила, что власти продолжат работу с законодателями и будут «требовать от всех участников рынка пассажирских перевозок честной работы и соблюдения прав пассажиров». Однако реальных инструментов влияния, как были при брутто-контрактах, администрация лишилась.

Жители Петрозаводска во многом остаются недовольны качеством городских автобусов

«С городскими автобусами ситуация критичная, обновление парка практически прекратилось. Идея транспортной реформы была хорошей, автобусы «Транс-Балта» были хорошими, практически полностью удовлетворяли потребности жителей на маршрутах. Брутто-контракты заставляли перевозчика соблюдать режим. Но теперь он ушел», – говорит Сергей Ильин.

Он замечает, что выигравшие суд перевозчики «по сути, принадлежат одному лицу и являются монополистами – за исключением нескольких маршрутов».

«Но есть еще один существенный фактор – «Транс-Балт» был очень дорогим для бюджета Петрозаводска. Мы заплатили им порядка 1 млрд рублей за полгода, что они отъездили. На продолжение работы денег не было. Но помогли регионалы – выделили субсидию. Но у города подобных средств не было», – комментирует депутат Ильин.

Что будет с городскими автобусами Петрозаводска

Мэр города по-прежнему старается перетащить общественный транспорт в «позитивную повестку». Недавно по итогам совещания с участием перевозчиков она заявила, что транспортные предприятия пообещали увеличить количество автобусов на линии, в частности, на маршрутах № 5 и 12. Также в ближайшем будущем все машины подключат к системе навигации для отражения в системе «Умный транспорт».

«Вместе с прокурором города попросили руководителей всех АТП представить свои бизнес-планы на следующем совместном совещании. Будем понимать, как они хотят развивать свои предприятия», – подчеркнула Инна Колыхматова.

По ее словам, «ТК Вираж» и «ТК АвтоПассаж», которые обслуживают маршруты №  9 и 26, «готовы рассмотреть возможность изменения своих маршрутов с учетом первоочередных потребностей горожан».

«И взять на обслуживание другие маршруты, в том числе из числа «проблемных», расширить спектр форм оплаты, например, посредством транспортных карт для школьников и студентов», – рассказала Инна Колыхматова.

В Петрозаводске также появился 30-й автобусный маршрут, который впервые обслуживает муниципальное предприятие «Городской транспорт». К слову, по брутто-контракту.

«У нас появился первый муниципальный маршрут, и это определенная альтернатива частным перевозчикам. Предприятие будет развиваться. Надеюсь, что это не последний муниципальный маршрут, который появился в Петрозаводске», – заявила Колыхматова.

По ее словам, брутто – это гарантированное качество.

«Еще в прошлом году мы увидели, что при этой системе соблюдается расписание. Люди могут планировать свою жизнь, могут посмотреть в мобильном приложении, где находится автобус. Конечно, это удобно, и горожане это оценили», – заметила глава Петрозаводска.

Сергей Ильин считает, что говорить об успехе первого муниципального маршрута пока рано, потому что «есть перебои с автобусом».

«Да, есть предпосылки, что продолжится движение в сторону муниципального транспорта и в основном будут загружать отдаленные районы. Но скажу, что даже перевозчики заявляют: для них удобнее именно брутто-контракты. С ними комфортнее и пассажирам, и компании застрахованы от убытков. Невыгодны они только органам власти, которые должны компенсировать выпадающие доходы», – подчеркивает Ильин.

Фото: ФедералПресс / Нина Калинина, Кирилл Конторщиков

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.