Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Трагедия над Арктикой: 29 лет со дня крушения российского Ту-154 у Шпицбергена

Самолет Ту-154
Как развивались события крушения Ту-154 у Шпицбергена

29 августа 1996 года в истории гражданской авиации Норвегии произошла крупнейшая трагедия. Российский Ту-154, летевший из Москвы в Лонгйир, потерпел крушение на острове Шпицберген, столкнувшись с горой Опера. Жертвами катастрофы стал 141 человек. В годовщину этих событий «ФедералПресс» вспоминает ход расследования и рассматривает причины, которые могли привести к авиакатастрофе.

Кто летел в самолете «Внуковских авиалиний»

Борт Ту-154М выполнял чартерный рейс, доставляя пассажиров из Москвы в Лонгьир, административный центр Шпицбергена (остров Свальбард) в Северном Ледовитом океане, где ведется активная добыча угля. Большинство пассажиров на борту были шахтерами и членами их семей, которые возвращались на работу в российские шахты «Баренцбург» и «Пирамида» (принадлежат компании «Арктикуголь») после двухмесячного отпуска.

Условия посадки

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Лонгьир, построенная во время Второй мировой войны немецкими военными инженерами, идеально вписывается в окружающий горный ландшафт. Она простирается от берега залива Ис-Фиорд до бухты Адвент-Фиорд. В большинстве случаев самолеты садятся на эту полосу с востока (со стороны залива Ис-Фиорд), что считается наиболее безопасным вариантом. Именно поэтому российский экипаж, приближаясь к аэродрому, запросил разрешение на посадку с этой стороны.

Но в тот момент ветер дул с моря, и диспетчеры предложили российскому самолету зайти на посадку с западной стороны, используя обратный курс. Это означало, что экипажу предстояло пролететь над горами, скрытыми в тумане, снизиться в узкой долине, обогнуть еще одну возвышенность и непосредственно перед посадкой отклониться на 20 градусов влево. Погода была облачной, а на аэродроме Лонгьир отсутствовали как радиолокационные станции, так и система ближней навигации, которая могла бы помочь диспетчерам в процессе посадки самолета.

Что пошло не так

Во время захода на посадку, который экипаж выполнял по приборам, самолет отклонился от заданной траектории снижения и врезался в гору Опера (Operafjellet) на высоте 907 метров. Это произошло на расстоянии 14,2 км от аэропорта, причем самолет находился на 3,7 км правее от курса посадки.

Эксперты считают, что для предотвращения столкновения с горой самолету не хватило всего 15 метров высоты. В результате удара лайнер полностью разрушился.

Хвостовая часть, где расположены три турбореактивных двигателя, скатилась с 900-метровой высоты по склону горы. Это вызвало снежную лавину, которая почти полностью погребла под собой большой фрагмент фюзеляжа. Носовая часть перевернулась и остановилась на плато. Катастрофу зафиксировала система спутникового слежения КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов).

Жертвы

Норвежские власти Шпицбергена взяли на себя ответственность за поисково-спасательную операцию. В стране был объявлен траур по жертвам авиакатастрофы – 130 пассажирам и 11 членам экипажа. Всего погиб 141 человек.

Из России в Норвегию была направлена группа высококвалифицированных спасателей из Центроспаса. Их задачей было найти всех погибших и, в зависимости от их местоположения, либо поднять на плато, либо спустить к подножию горы с помощью альпинистского снаряжения.

Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» об авиакатастрофе в Туве и о том, как жесткая посадка самолета Ан-2 стоила пилоту жизни.

Фото: Maarten Visser / РУВИКИ.Медиа / CC BY-SA 2.0

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.