Top.Mail.Ru
Экономика
Новосибирская область
0

Рынок такси в Новосибирской области ждут большие перемены: водителей меньше, цены выше

Такси
Цены взлетят до небес, но не сразу

С 1 сентября для таксистов в Новосибирской области, как и по всей России, вступили в силу новые правила: теперь водителям необходимо не только оформлять разрешение на перевозку, но и вносить автомобиль в реестр такси. По новым правилам службы такси и ИП будут обязаны заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). По мнению таксиста, это отразится на кошельках пассажиров – подробности в материале «ФедералПресс».

Пассажира будут страховать

С 1 сентября 2024 года в России заработали новые правила для таксистов. Водителей без специальной страховки теперь не допустят к заказам. Оформлять ОСГОП могут как сами работники, так и фирмы, нанимающие их на работу.

Кроме того, все такие автомобили должны быть внесены в реестр такси. Считается, что эти изменения сделают более прозрачной систему и обезопасят клиентов, однако не все видят в этом плюсы.

«Я работаю, а точнее подрабатываю в такси. Это не основная деятельность, но я оформил самозанятость, чтобы получать заказы. Такие правила начали действовать с 1 сентября 2023 года. При этом первое время руководство компании не наседало, все было постепенно. Водителей периодически просили оформиться официально, через ИП или самозанятость, но теперь ситуация хуже», – рассказал новосибирский таксист Никита Данилов.

Сибиряк пояснил, что внесение машины в реестр такси грозит в будущем значительными неудобствами.

«Даже если по каким-то правилам ее можно будет не обклеивать значками такси, то автомобиль в любом случае будет в реестре. В случае продажи автомобиля это обязательно отразится на цене машины – для покупателя неважно, что на машине только подрабатывали в такси пару раз в неделю. Покупателю этого не объяснить, соответственно автомобиль, внесенный в реестр такси, сразу теряет в стоимости. В случае если правила будут полностью соблюдаться и ужесточаться, мне придется прекратить свою подработку», – рассказал собеседник.

Цена изменится

В результате нововведений страхованием пассажиров будут заниматься либо сами водители, либо компании, на которые они работают. По мнению таксиста, все возникающие при этом расходы будут ложиться на самих пассажиров.

По закону с 1 сентября перевозчики должны страховать свою гражданскую ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу пассажиров при поездке в такси. Полис ОСГОП оформляется на каждый автомобиль перевозчика, который включен в региональный реестр такси. Информация должна быть размещена в салоне автомобиля.

Для того чтобы все водители успели внести свои автомобили в реестр такси, дается время до 31 октября 2024 года. Тех, кто не успеет этого сделать, к перевозкам не допустят.

«Конечно, все это отразится на цене, стоимость проезда увеличится, хотя не стану предугадывать, на какой процент. Я думаю, что цена будет расти постепенно, как в том году. Таксистам дадут время, чтобы зарегистрировать автомобиль в реестре, возможно, даже продлят после 31 октября. Прошлые нововведения тоже ведь ощущались не сразу. Думаю, в этом году также можно будет около полугода работать в прежнем режиме. Что будет дальше – не знаю», – заявил таксист.

Водители могут поменять компанию

Представитель отрасли ждет, что число его коллег будет сокращаться. Первыми уйдут те, кто относится к такси как к подработке. Некоторые выберут менее известные компании, где к новым требованиям относятся не так строго, ожидает таксист.

«Некоторые фирмы по перевозке пассажиров используют, по сути, теневые схемы, когда сумма на сайте выставляется одна, как с попутчика, а по факту оказывается, что и машина другая, и цена выше. Возможно, если компания-перевозчик не будет регистрироваться как такси, а будет позиционировать себя как сервис для попутчиков, то и вносить автомобиль в реестр такси не нужно будет», – пояснил Никита.

По мнению водителя, если такая теневая схема начнет развиваться в Новосибирской области, то в ценовой категории она будет ниже, чем официальная служба такси и может переманить часть пассажиров. Собеседник отметил, что изменения в цене и работе такси станут более заметными ближе к зиме.

Другой таксист Эмиль А. отметил, что до сих пор не оформил себе самозанятость или ИП и продолжает работать неофициально.

Цены взлетят до небес, но не сразу

Мнение эксперта

Руководитель пресс-службы общественного совета РФ по развитию такси Екатерина Киселева рассказала «ФедералПресс», что тарифы на перевозку обязательно вырастут, но резкого скачка ждать не стоит.

«Тарифы увеличатся, но не одномоментно. Страхование ОСГОП имеет накопительный эффект. Многие говорят, что стоимость, которая выставляется за полис ОСГОП, невысокая: от 1,3 до 5,4 тысячи рублей. Но стоит учитывать, что в компаниях такси наблюдается большая текучка водителей. В отрасли задействовано много самозанятых перевозчиков и ИП на личных автомобилях. Некоторые приходят работать ненадолго, часто меняют автомобили, либо в самой компании на автомобилях сменяются водители. В результате при смене каждого автомобиля и водителя необходимо будет покупать полис ОСГОП», – объяснила Киселева.

Специалист ожидает, что компании будут вынуждены покупать полис ОСГОП каждый месяц. При этом механизма возврата остаточной стоимости ОСГОП, если водитель уволился или автомобиль поменялся, нет. Таким образом, расходы у компаний (ИП или самозанятых) будут расти, что со временем скажется на ценообразовании для пассажиров.

Цена такого полиса различается в отдельных компаниях, но в среднем составляет 3,5 тысячи рублей. Эксперты обращают внимание, что процесс ценообразования здесь гораздо более непонятный, чем у обычного полиса ОСАГО.

«Хотелось бы еще обратить внимание на то, что вне зависимости от автомобиля или компании страховщик предлагает одну и ту же сумму. В результате непонятно, каким образом складывается сумма полиса ОСГОП», – пояснила спикер.

Эксперт подтвердила также, что есть риск сокращения количества водителей.

«В настоящий момент перевозчики разбираются в механизмах оформления полиса ОСГОП, и вопрос о том, чтобы страховые компании не начали отказывать в страховке. Сейчас при страховании автомобиля на полис ОСАГО страховые организации часто отказывают, так как считают, что таксовой автомобиль – это убыточный сегмент. В связи с этим есть опасение, что, если данная проблема будет перенесена на страховку ОСГОП, то появится дефицит перевозчиков», – объяснила спикер.

Киселева добавила, что страхование началось только несколько дней назад и сейчас общественный совет активно следит за тем, как внедряются нововведения в разных регионах, собирая и анализируя информацию.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.