Перед родными усопшего встает вопрос, что делать с останками: произвести традиционные похороны с захоронением в могилу на одном из кладбищ или сжечь тело в крематории. Некоторые люди еще при жизни сообщают, как они бы хотели, чтобы обошлись с их телом. О том, как Русская православная церковь относится к кремации, «ФедералПрес» ответил игумен Святогорского монастыря в Пушкинских Горах Василий (Бурков).
«Церковного запрещения нет, что нельзя кремировать. Но если есть возможность предать тело земле, то надо ее использовать, отдать все Богу. Наше тело из земли сделано. «Земля еси и в землю отыдеши», сказано в писании. Сейчас такое время, что без кремации уже кто-то и обойтись не может. Нужно ведь место на кладбище, а здесь просто вынесли урну, и все», – объяснил игумен Святогорского монастыря в Пушкинских Горах Василий (Бурков).
В православии принято внимательно относится к человеческим останкам. Например, на Афоне есть такая традиция: когда монах умирает, его не кладут в гроб, а зашивают в мантию и зарывают в землю на три года, потом откапывают и по костям определяют его состояние в вечности. Если черные кости, то монахи опять зарывают их в землю и рассылают записки по всей Святой горе, чтобы молились. Считается, что белые кости принадлежат помилованному человеку, с желтым оттенком – людям, угодившим Богу, а есть и останки красно-коричевого цвета – они принадлежат святым. Такие кости могут источать миро и быть приятными на ощупь, как бархат.
«У нас вся гора в косточках – здесь похоронено много людей. Ведь Святогорский монастырь существует уже почти 500 лет. Я помню, в 90-е годы, когда рабочие-геодезисты находили кости, то среди этих находок были и такие останки, которые по афонским стандартам принадлежали святым людям. Например, был череп красно-коричневого цвета. Мы его хранили у себя в келии», – рассказал игумен Святогорской обители в Пушгорах.
Кроме того, он отметил, что останки солдат тоже могут свидетельствовать об их святой жизни.
«В одном из крымских храмов в Инкермане есть костница, где лежат черепа. Один из них мироточил. Когда я спросил, как зовут монаха, чей череп мироточит, мне ответили, что он принадлежит солдату. Здесь во времена ВОВ был штаб Чапаевской дивизии. Мироточащий череп – явное свидетельство святости бойца. Он, будучи солдатом, угодил Богу, положил душу свою за других людей. Нет больше той любви, кто душу свою положит за ближнего своего», – заключил священнослужитель.
Также рекомендуем почитать, можно ли обращаться за помощью к бабкам и какой грех Бог не простит.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова