В центре Петербурга уже больше месяца назад запретили парковку средств индивидуальной мобильности (СИМ) – или же, как всем более привычно, электросамокатов. Городские власти обусловили решение заботой о безопасности пешеходов и их комфорте на узких тротуарах. Однако из-за запрета многие петербуржцы лишились так называемого «транспорта последней мили», на котором было удобно передвигаться от метро или на небольшие расстояния. О том, к чему привела очистка центра Петербурга от электросамокатов, читайте в материале «ФедералПресс».
Как в центре Петербурга запретили электросамокаты
Парковку электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности в центре Петербурга запретили с 1 августа 2024 года. Ограничения коснулись следующих районов:
- Центрального;
- Адмиралтейского;
- Петроградского;
- Василеостровского.
По факту запрет на парковку СИМов означает прекращение работы кикшеринговых компаний в этих районах.
Инициатором ограничений летом стал губернатор города Александр Беглов. На июльском совещании правительства Северной столицы он заявил, что парковка самокатов была запрещена во время праздника «Алые паруса» 28 июня и во время военно-морского парада 28 июля.
«Положительный эффект был отмечен жителями и гостями города», – заявил Беглов.
В связи с этим власти решили сделать ограничения постоянными. До этого разрешенную скорость электросамокатов в центральных районах снизили до 15 километров в час.
К чему привел запрет электросамокатов в центре Петербурга
Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин в комментарии «ФедералПресс» отмечает, что после запрета «можно вновь безопасно ходить по тротуарам – как еще два-три года назад».
«Фактически эти СИМы в центре стали выдавливать пешеходов с тротуаров. В воздух, наверное... Кроме повышения вероятности и уже фактически известных случаев травм, это явление стало создавать большой дискомфорт для большинства. А еще, кроме собственно массовой и не особо аккуратной езды по тротуарам, последнее время и так узкие пешеходные пути стали периодически просто блокироваться хаотической парковкой электросамокатов», – говорит Валдин.
Петербургский урбанист и автор телеграм-канала «Вороньи мысли» Даниил Воронин в беседе с «ФедералПресс» отмечает, что не считает запрет СИМов в центре города оправданным.
«Власти города не привели ни одного аргумента, ни одной цифры в пользу того, почему надо запретить кикшеринг в центре города. Да, существует проблема с аварийностью, но она не критическая и в пересчете на число поездок сопоставимая с автомобилями», – заявляет Воронин.
По его мнению, от запрета парковки электросамокатов в центре Петербурга выиграют те горожане, которые «сильно противились кикшерингу».
«Они предлагали запретить работу сервисов, хотя логичнее было предлагать развивать велоинфраструктуру», – замечает эксперт.
Эксперт по транспортному развитию территорий ООО «ЛабГрад» Илья Резников рассказал «ФедералПресс», что считает решение петербургских властей вынужденным.
«Это промежуточная попытка решить проблему СИМов на улицах в центре хоть как-нибудь – паллиативное решение. Строить для электросамокатов и другого подобного транспорта специальную сеть наш город, судя по всему, пока не готов. Петербург – не единственный европейский город, который ввел подобный запрет. Но подобные меры не решат проблему интеграции СИМ в городскую инфраструктуру», – говорит Резников.
По словам Даниила Воронина, арендованные СИМы дополняли общественный транспорт, а где-то даже конкурировали с ним – и выигрывали эту конкуренцию.
«Сейчас в центре города не хватает маршрутов общественного транспорта. Во многом это связано с трамвайным погромом 90-х годов, когда пути демонтировали, районные связи разорвали, а качественную замену не представили. С появлением электросамокатов в 2019 году стало удобнее перемещаться по центру города. Многие жители стали пользоваться этой возможностью, чтобы, например, быстро добраться до метро», – говорит Даниил Воронин.
Он подчеркивает, что из-за нового запрета у тех петербуржцев, которые активно пользовались арендованными электросамокатами, значительно ухудшилась возможность мобильного передвижения по городу, подчеркивает Воронин. Теперь, по словам эксперта, им приходится использовать такси или личный автотранспорт, создавая лишние заторы на дороге. Второй вариант – пользоваться общественным транспортом, интервалы движения которого 15–30 минут, что довольно долго для такого города, как Петербург, говорит Даниил Воронин.
Пострадал от запрета и частный бизнес, указывает эксперт. И это не только непосредственно кикшеринговые компании.
«Это многие курьеры, которые пользовались самокатами в аренду. Теперь, видимо, на улицах города появиться больше курьеров на мопедах», – отмечает Воронин.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Татьяна Буторина
Эксклюзивы «ФедералПресс»