Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

За что пьешь, молодежь: эксперты назвали алкогольные привычки поколения Z в России

Алкоголь
Представители поколения Z пьют меньше более старших россиян

Поколением Z называют молодых людей, которым сейчас еще не исполнилось 27 лет. По оценкам аналитиков, в общей структуре населения они составляют 11,4 %. Однако их потребительские привычки отличаются от предыдущего поколения – миллениалов. В том числе и отношение к спиртному. Нынешние юноши и девушки пьют существенно меньше алкоголя, чем, например, их родители или старшие братья и сестры. Они также выбирают более дорогие, вкусные или экзотические напитки. О том, что еще характерно для выпивки «племени младого, незнакомого», – в материале «ФедералПресс».

Сколько в России непьющих молодых людей

Данные аналитической компании GfK показывают, что на поколение Z сейчас приходится всего лишь 5,5 % расходов на потребительские товары. Результаты российского мониторинга положения и здоровья населения НИУ ВШЭ показывают, что граждане в возрасте от 18 до 24 лет составляют всего 6 % от всех, кто употребляет спиртное в России. Те, кому от 24 до 29 лет, еще 7 %, приводит данные «РБК-Вино».

Поколение Z в России в плане экономической активности почти в два раза меньше поколений Y или X. При этом почти половина молодых россиян не пьет спиртное., отмечает младший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Валерия Кондратенко. По ее словам, больше половины молодых людей в возрасте до 25 лет предпочитают трезвость. Аналогичный процент встречается среди наших сограждан только среди лиц старше 61 года – там таких 52,9 %.

Поколение от 26 до 40 лет, согласно статистике, является более пьющим. Среди них трезвенников 28,6 %. Среди россиян в возрасте от 41 до 60 лет – 30,7 % непьющих.

Какую выпивку предпочитают молодые люди в России

Аналитики ВШЭ выяснили, что российская молодежь до 24 лет из спиртного предпочитает более легкие напитки. Это пиво и вино. Но если уж и пьют крепкое, то это совсем не водка, как было принято у родителей нынешних «молодых взрослых». В ходу у них:

  • виски;
  • коньяк;
  • ликеры.

Но самым популярным напитком у молодых людей в возрасте до 24 лет остается пиво, констатируют исследователи рынка. При этом его популярность упала с 37 % в 2006 году до 11 %. На столько же упало и потребление вина. Об этом говорят данные по итогам первого полугодия 2024 года. Также высока популярность коктейлей. Самым неактуальным алкогольным напитком для поколения Z, как бы это ни было удивительно для России, стала водка. Среди его представителей, согласно опросам, «беленькую» за последние 30 дней употребляло только 9 %. Это самый слабый показатель среди всех возрастных групп.

Однако ситуация с водкой не так проста. В группе 25–29 лет популярность коктейлей и вина уже падает, а вот водку начинают пить чаще. Эксперты подчеркивают, что обычно главный российский напиток пьющие люди начинают чаще употреблять после 30 лет.

«За последние годы заметно изменились предпочтения молодых россиян в выборе алкоголя и культура его потребления. Происходит переход от северной модели с редким, но обильным потреблением крепких напитков к южной модели, где предпочитают легкие напитки, такие как пиво и вино, в умеренных количествах», – говорит исследовательница из НИУ ВШЭ Валерия Кондратенко.

Экспериментальность – еще один алкогольный тренд среди поколения Z. Молодые люди предпочитают активно пробовать новые напитки или смешивать уже знакомые. Иногда популярностью пользуются переосмысления классических продуктов. Это, к примеру:

  • шоколадная водка;
  • персиковый виски;
  • ром со вкусом маракуйи;
  • устричный джин.

5 % респондентов признались, что ориентиром в поиске новинок для них выступают рекомендации знакомых или инфлюенсеров в соцсетях. При этом реклама почти не влияет на выбор спиртного.

Наиболее популярными напитками у поколения Z являются пиво и вино

Особой популярностью также пользуются свежие и легкие вина с небольшим содержанием алкоголя.

Почему молодежь в России пьет меньше

Причиной сокращения потребления алкоголя среди молодых россиян многие эксперты называют моду на здоровый образ жизни и умеренное потребление. Во многом из-за этого поколение Z сейчас выпивает на 20 % меньше спиртного, чем миллениалы в том же возрасте.

«Молодежь в России все чаще демонстрирует здоровые привычки, что выражается в значительном снижении употребления алкоголя за последние 15 лет», – указывает Валерия Кондратенко.

Домашние посиделки с алкоголем среди поколения Z также стали менее привлекательны по сравнению с предшественниками. Молодые россияне предпочитают выбираться в бары или другие общественные заведения, где можно выпить с друзьями и знакомыми.

«Алкоголь для них – скорее дополнение к приятной компании, нежели средство поднятия настроения», – говорит директор департамента продуктового маркетинга компании AST Алексей Несмеянов.

На выборе баров как площадки для возлияний сказывается и тот фактор, что там проще мешать коктейли. При этом в заведениях общепита из-за большего ценника пьют, во-первых, меньше, во-вторых, реже.

В барах же молодые люди чаще предпочитают заказывать алкоголь именно бутылками, чтобы можно было выложить фото с красивыми этикетками в соцсети. Это же правило относится к красивым коктейлям типа «Апероль-Шпритц», снимки с которыми на летних верандах прекрасно «заходят» подписчикам.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Андрей Гусий

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.