Взаимодействие между Россией и Китаем в военной сфере можно считать союзничеством, но непосредственного влияния на ход СВО оно не имеет, считают опрошенные «ФедералПресс» военные эксперты. По их мнению, поддержка Пекина опосредованна и заключается в военных контрактах и политической позиции.
У Пекина и Москвы общие взгляды на сотрудничество
Министр обороны России Андрей Белоусов отправился в Китай. В Пекине он встретился со своими коллегами – министром обороны КНР Дун Цзюнем, а также зампредом Центрального военного совета КНР Чжан Юсем. Переговоры военных предвосхитила торжественная церемония, которая завершилась прохождением почетного караула.
«Надеюсь, что мы сможем установить с вами хорошие рабочие отношения и дружбу, чтобы продвигать дальнейшее развитие отношений между нашими вооруженными силами», – сказал Чжан Юся в ходе переговоров с российской стороной.
По его словам, отношения между странами характеризуются взаимодоверием и взаимовыгодным сотрудничеством. Чжан Юся добавил, что лидеры КНР и России Си Цзиньпин и Владимир Путин достигли важного консенсуса, а военные двух стран будут работать над его реализацией.
Белоусов подчеркнул, что у Москвы и Пекина общие взгляды на перспективы двустороннего сотрудничества, которое необходимо развивать и укреплять. Страны плодотворно действуют в этом направлении.
Российский министр напомнил журналистам, что военные двух стран проводят совместную боевую подготовку. В сентябре этого года прошли 18-дневные учения. В них участвовали более 10 военных кораблей и 30 самолетов двух стран. Маневры проходили в акваториях Охотского и Японского морей.
«У нас есть и прочная основа дружбы между нашими странами. И у нас есть общее желание продвигать военное сотрудничество», – сказал политик.
Как Китай помогает России: версия иностранных СМИ
Западная пресса уделяет большое внимание взаимодействию Москвы и Пекина. Особенно в последние несколько лет.
Аналитик американского журнала Foreign Policy Бонни Линь пишет, что Россия и Китай стали развивать отношения друг с другом в приоритетном порядке после начала конфликта на Украине. По его словам, страны ощущают взаимную угрозу, исходящую от США, поэтому окружают себя единомышленниками. Однако, подчеркивает Линь, речи даже о формальном военном союзе не идет.
Западные политики полагают, что Пекин тем не менее работает над укреплением российской «военной машины». В сентябре этого года заместитель государственного секретаря США Курт Кэмпбелл назвал усилия Пекина «весьма существенными». По его словам, речь якобы может идти о технологиях, которые бы позволили Москве нарастить свое военное производство в условиях санкций. В Пекине опровергли эти обвинения. Заместитель министра иностранных дел Китая Ван И говорил, что Китай всегда остается силой мира и стабильности.
Россия расширяет военно-технические возможности
Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что отношения между Россией и Китаем в военном отношении можно назвать партнерством, эдаким военным союзничеством, но не закрепленном на бумаге.
«У нас проходят учения, мы поставляем вооружение, закупки запчастей идут. Возможно, какое-то обучение. Можно предположить, что какая-то часть сотрудничества остается необъявленной», – сказал Козюлин.
Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков подчеркивает, что через взаимодействие с Китаем Россия расширила свои экономические и военно-технические возможности. Кроме этого, у стран есть много точек соприкосновения по военной тематике.
«Мы с Китаем проводим совместные стратегические учения. Китай создает новую систему предупреждения о ракетном нападении с помощью российских специалистов. В принципе, очень много точек соприкосновения с комплексом ПВО и морским комплексом», – пояснил Леонков.
По словам эксперта, Китай опосредованно помогает России в конфликте на Украине военными контрактами. Леонков подчеркивает, что Москва поставляет Пекину военную технику, а тот обеспечивает беспроблемные расчеты.
«Китай у нас закупает большое количество техники. Они расплачиваются за эти контракты. В результате мы получаем вовремя валютную выручку, которая тоже, как говорится, переводится в доходы нашего оборонного комплекса. Но на СВО они нам ничего не поставляют», – добавил редактор журнала «Арсенал Отечества».
Заведующий кафедрой политического анализа и социально психологических процессов РЭУ имени Плеханова Андрей Кошкин подчеркивает, что политическая позиция Китая по теме СВО как стратегического партнера Москвы крайне важна, но в военном плане Россия «справляется сама».
«Вы поймите, что важнейшие механизмы специальной военной операции находятся не в Киеве, а в Вашингтоне, а для Вашингтона позиция Пекина очень важна. Тем более сейчас, когда они хотят изолировать Китай, так что здесь все настолько взаимосвязано, в том числе с специальной военной операцией», – добавил собеседник «ФедералПресс»,
Фото: пресс-служба Восточного военного округа / mil.ru
Эксклюзивы «ФедералПресс»