На Дальнем Востоке до сих пор, несмотря на многочисленные субсидии, льготы и программы, жилье одно из самых дорогих в стране – наравне с Москвой. Одна из причин – сложная и дорогая логистика, а также дорогие стройматериалы. Как можно решить эту проблему, вместе с экспертами разбирался «ФедералПресс».
Поручение президента для Дальнего Востока
Президент России Владимир Путин в сентябре 2024 года поручил правительству обдумать новые меры господдержки для производителей стройматериалов на Дальнем Востоке. «Рассмотреть вопрос о дополнительных мерах государственной поддержки производства на территории Дальневосточного федерального округа строительных материалов в целях обеспечения повышения энергетической и ресурсной эффективности в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», – говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля.
Доклад о выполнении поручения должен быть представлен главе государства до 1 ноября текущего года, то есть уже через две недели.
В министерстве строительства Приморья «ФедералПресс» сообщили, что на данный момент мер поддержки, предназначенных именно для производителей стройматериалов, у них нет. В корпорации по развитию Дальнего Востока в ответ на запрос отметили, что среди резидентов режимов территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ) немало компаний, которые работают в этой сфере, и они пользуются всеми положенными льготами и преференциями.
Генеральный директор приморской компании по производству изделий из стекла «Ревстрой-пром» (резидент ТОР «Надеждинская») Евгений Рубан согласился, что действия властей в этом направлении нужны, и уточнил, по каким именно направлениям они будут особенно актуальны.
«Поддержка необходима в первую очередь квалифицированными кадрами и помощью в приобретении технологического оборудования», – считает Евгений Рубан.
Дисбаланс спроса и предложения
Еще в 2022 году эксперты ФАНУ «Востокгосплан» провели исследование: где на Дальнем Востоке производятся стройматериалы. Результаты были неудивительны: речь о равномерности не идет.
«Наибольшее количество предприятий по производству строительных материалов зарегистрировано в Приморском крае, Якутии и на Сахалине. Собственное производство практически отсутствует в Магаданской области, Чукотском автономном округе и Еврейской автономной области», – сообщили аналитики.
Как рассказал «ФедералПресс» владелец и управляющий партнер хабаровской группы компаний «ДА! Девелопмент» Денис Грось, структурный дисбаланс спроса и предложения стройматериалов наблюдается во многих регионах Дальнего Востока.
«При наличии богатой ресурсной базы, необходимой для производства строительных материалов, существуют проблемы с производством мягких кровельных и гидроизоляционных материалов, керамического кирпича и ряда других позиций (высокая стоимость, узкая номенклатура). Отсутствует производство листового стекла, керамической плитки, санитарно-технических изделий из керамики, гипса, инновационных и композитных строительных материалов», – перечислил Денис Грось.
По словам девелопера, для решения этой проблемы еще весной 2022 года был зарегистрирован промышленно-строительный кластер Хабаровского края, резидентами которого стали производственные компании, организации инфраструктуры и образовательные учреждения.
Неоднородность ситуации по производствам стройматериалов в регионе отметили в ответ на наш запрос и в федеральной группе «Самолет».
«На Дальнем Востоке в городах нашего присутствия сформировался дефицит газобетонных блоков, так как в каждом из городов есть только по одному производителю. Это негативно отражается и на цене ввиду отсутствия конкуренции, в результате чего происходит рост импорта стройматериалов из Китая», – рассказала Оксана Анисимова, руководитель управления закупок «Самолет Страна».
Представитель девелопера добавила, что в обозримом будущем в регионе сохранятся льготные ипотечные программы, в целом большое внимание уделяется Дальнему Востоку. Поэтому компания рассчитывает, что и строительную отрасль ожидает рост.
«Таким образом, расширение действующих или создание новых производственных мощностей позволит сформировать конкурентный рынок, что позволит снизить цену на стройматериалы, а как следствие и себестоимость строительства, благодаря чему жилье станет доступнее», – поддержала необходимость введения мер господдержки Оксана Анисимова.
Зависимость от логистики из центральной России
Ранее КРДВ проводила опрос среди строительных резидентов преференциальных режимов ТОР и СПВ, и производители стройматериалов назвали основные проблемы. В их числе низкая емкость локальных рынков строительной продукции в ДФО, низкая конкурентоспособность продукции в связи с более высокой себестоимостью производства по сравнению с западными регионами и Китаем, а также высокие издержки на электроэнергию и логистику.
С необходимостью господдержки в этом контексте согласен и Андрей Артамонов, генеральный директор ГК «DNS Девелопмент».
«Если мы говорим о комплексном строительстве жилья на территории ДФО – а сейчас как раз государство приступает к реализации проектов мастер-планов дальневосточных городов – то, несомненно, этому будет способствовать создание местных заводов по производству сырья, материалов, комплектующих, малых архитектурных форм для стройки», – поделился мнением представитель отрасли.
По его словам, сейчас Приморский край переживает строительный бум: за три года объемы строительства выросли в два раза: с 600 тыс. кв. м в 2021 до 1,2 млн кв. м в 2023 году.
В целом же на территории Дальневосточного федерального округа в 2023 году было введено практически 4,5 млн кв. м жилья, сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе Минстроя России. Округ показывает прирост на 26 % к общему вводу жилья за 2022 год. Многоквартирного жилья было построено 2,19 млн кв. м, индивидуального – 2,29 млн кв. м. Оба показателя также в положительной динамике к 2022 году. За 9 месяцев текущего года ввод жилья на территории ДФО сохраняет положительную динамику: построено 3,48 млн кв. м жилья, что на 13,5 % превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
«Чтобы эта тенденция сохранялась и росла, необходимо поддерживать на законодательном уровне не только застройщиков и покупателей (преференциальные режимы и «Дальневосточная ипотека»), но и производителей строительных материалов. Тогда, на мой взгляд, удастся добиться сбалансированного развития промышленности и строительной отрасли», – пояснил «ФедералПресс» Андрей Артамонов.
Эксперт напомнил, что компания-застройщик заинтересована в развитии российской промышленности на Дальнем Востоке.
«Зависимость от логистики из центральной России, которая в условиях высокой загруженности Транссиба остается сложной, создает риски с точки зрения выдерживания сроков поставок и влияет на себестоимость конечного продукта», – добавил гендиректор группы компаний.
Ожидаем снижения цен на недвижимость
Как отметил приморский политолог Александр Андони, строительная отрасль – это драйвер экономического развития не только региона, но и всей России. А поддержка производителей в итоге должна сказаться на стоимости жилья.
«Для поддержания на плаву ключевых игроков (федеральные застройщики в том числе активно в последнее время начали экспансию на рынке Дальнего Востока) целесообразным и логичным видится решение президента подключиться к поддержке производства строительных материалов с целью локализации качественного производства на территории Дальнего Востока», – сказал эксперт.
Пока ситуация с ценами на жилье на Дальнем Востоке неутешительная. Даже несмотря на льготную ипотеку и иные меры поддержки населения, квадратный метр в Приморье Минстрой России оценил в 163 тыс. рублей, в Якутии – 148 тыс. рублей, а на Чукотке – 233 тыс. рублей. Для сравнения: в Москве квадратный метр стоит, по оценкам Минстроя, 171 тыс. рублей. Разрыв между столицей и удаленным регионом, совсем небольшой, и его точно нужно увеличивать.
Чтобы строительная отрасль на Дальнем Востоке активнее развивалась, а жилье наконец стало доступнее жителям региона – особенно молодым специалистам и семьям с детьми, требуется дополнительная господдержка. Это позволит привлечь квалифицированные кадры, улучшить демографию, уменьшить отток населения, развить территории и добиться роста экономики.
Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова