Прошло два года с момента авиакатастрофы, случившейся вечером 23 октября 2022 года в столице Приангарья. Истребитель Су-30 СМ упал на жилой двухэтажный дом. По счастливой случайности жильцов дома не было, что спасло им жизнь. Однако два военных пилота погибли. Что произошло тем роковым вечером, и можно ли было избежать трагедии – в материале «ФедералПресс».
Учебный полет с последствиями
В тот воскресный день, 23 октября, военный истребитель Су-30 СМ совершал учебный полет. Он вылетел с авиазавода, который, как и аэродром Иркутск-2 (Восточный) находятся в нескольких километрах от места ЧП.
В тот день на аэродроме проходили привычные испытательные полеты двух истребителей. Вечером того же дня один из самолетов успешно приземлился на аэродроме, а с другим была потеряна связь. Позже выяснилось, что самолет рухнул на жилой дом во 2-м Советском переулке. В результате два пилота погибли, но на земле никто не пострадал. По данным регионального главка МЧС, истребитель упал на дом, где жили две семьи. Первой не было дома, вторая была, но смогла спастись.
После крушения самолета возник крупный пожар – огонь охватил около 200 квадратных метров, а почти 150 домов остались без электричества.
Следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Рассматривались две версии случившейся авиакатастрофы – ошибка экипажа и отказ техники. Расследование показало, что пилоты задохнулись из-за неисправности кислородного оборудования или из-за остатков азота в кислородных баллонах во время полета, а самолет упал на землю после того, как топливо в баках закончилось.
Власти Иркутска предоставили жителям дома, пострадавшего от падения Су-30, новое жилье из маневренного фонда.
«Показали квартиры из городского маневренного фонда. Каждая из пострадавших семей остановилась на определенном варианте. Сейчас решается вопрос по приобретению всего необходимого для быта. Пользоваться этим жильем они смогут столько, сколько потребуется», – сообщил первый заместитель мэра Иркутска Андрей Южаков.
Позже на компенсацию, полученную за утраченное жилье, пострадавшие жильцы купили новые квартиры.
Опытный экипаж
Военным истребителем в тот роковой день управлял опытный экипаж. Губернатор Приангарья Игорь Кобзев отметил, что за штурвалом самолета был заслуженный летчик-испытатель РФ Максим Конюшин, а второй пилот Виктор Крюков был летчиком-испытателем третьего класса.
Следователи позже установили, что экипаж находился в бессознательном состоянии, и потому перестал выходить на связь.
«Следствие проверяет версию о неисправности бортовой системы кислородного оборудования, вследствие чего оба летчика могли потерять контроль над его управлением», – сообщалось в пресс-службе Восточного межрегионального СУ СК России.
Расследование уголовного дела продолжается.
О самолете
Двухместный многоцелевой истребитель поколения Су-30 СМ был разработан в конце 80-х годов прошлого столетия и свой первый вылет совершил 31 декабря 1989 года. Самолет производится на авиазаводе «Иркут» в столице Приангарья. На сегодняшний день это самый многочисленный тип истребителей нового производства на вооружении. Выпуск этих боевых машин продолжается.
Данный истребитель отличается маневренностью благодаря двигателю с управляемым вектором тяги. Он отлично приспособлен и для применения управляемого оружия. В морской авиации эти самолеты изначально поступали не в истребительные, а в штурмовые авиаполки. Су-30СМ активно использовался российской группировкой в боевых действиях на территории Сирийской арабской республики. С первых дней военной спецоперации на Украине истребители ВКС и флота также задействованы в боях.
В память о погибших
Сразу после крушения самолеты губернатор Иркутской области Игорь Кобзев сообщил, что на участке, куда упал истребитель, планируется поставить мемориал в память о погибших пилотах и авиазавод собирается выкупить эту площадку и сделать на месте крушения памятное место.
Однако позже выяснилось, что мемориал погибшим пилотам Максиму Конюшину и Виктору Крюкову установили на территории Иркутского авиазавода.
Не первая катастрофа
В истории Приангарья известно о другой крупной авиакатастрофе, случившейся 6 декабря 1997 года в Иркутске. В тот день транспортный самолет Ан-124-100 выполнял рейс по маршруту Москва – Иркутск – Владивосток – Камрань. Правда, во время вылета из Иркутска у него отказали три из четырех двигателей.
Поднявшись на высоту 66 метров, самолет Ан-124 «Руслан» потерял управление и упал на жилой район. В результате авиакатастрофы погибли 72 человека. Среди них были 14 детей – воспитанники детского дома и те, кто жили в доме № 45 на Гражданской улице.
Фото: ФедералПресс / Полина Петренко, Максим Артамонов, Давид Азизов, Анна Миронова