В рамках программы модернизации российской боевой авиации и укрепления национальной безопасности Госкорпорация «Ростех» передала Министерству обороны России очередную партию передовых боевых истребителей – Су-57 и Су-35С. Подробнее о характеристиках и значении истребителей для российской армии читайте на «ФедералПресс».
Су-57: истребитель пятого поколения
Су-57 – многоцелевой истребитель пятого поколения, созданный для преодоления современных средств ПВО и выполнения многофункциональных задач на поле боя. Разработка истребителя велась в рамках программы ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), а его производство стартовало на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. За несколько лет Су-57 прошел этапы испытаний и доработок, став полноценной боевой машиной, которую уже приняли на вооружение.
Летно-технические характеристики Су-57:
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 19,7 м
- Высота: 4,8 м
- Размах крыла: 14 м
- Площадь крыла: 82 кв. м
- Масса пустого самолета: 18 500 кг
- Масса нормальная взлетная: 30 610 кг
- Масса максимальная взлетная: 37 000 кг
- Масса топлива: 11 100 кг
- Максимальная скорость: 2600 км/ч
- Практическая дальность на дозвуковой скорости: 5500 км
Основные особенности Су-57
Система вооружения и бортовое оборудование. Су-57 оснащен системой управления, которая включает фазированную антенную решетку (ФАР). Это позволяет самолету обнаруживать малозаметные цели и эффективно реагировать на угрозы. Радиолокационная станция способна обнаруживать цели на дальностях до 400 км и одновременно сопровождать несколько объектов.
Маневренность и скорость. Су-57 имеет уникальную аэродинамическую компоновку, которая повышает маневренность, и оснащен двигателями с возможностью всеракурсного управления вектором тяги. Благодаря этому самолет может выполнять сложные маневры на высоких скоростях, что делает его особенно эффективным в воздушном бою.
Незаметность. Один из ключевых элементов Су-57 – малозаметность. Использование композитных материалов, особая форма фюзеляжа и скрытое размещение вооружений внутри корпуса снижают его радиолокационную заметность и делают самолет труднодоступным для ПВО противника.
Система «электронный пилот». Встроенный комплекс поддержки помогает пилоту при решении тактических задач. Самолет собирает данные с датчиков и радиолокационных систем, анализирует обстановку и предлагает оптимальные решения для пилота.
Су-35С: многофункциональный истребитель поколения 4++
Су-35С представляет собой многофункциональный истребитель поколения 4++, который отличается высокой боевой эффективностью и возможностью выполнять самые разные задачи. Самолет является промежуточным звеном между четвертым и пятым поколениями.
Летно-технические характеристики Су-35С:
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 21,9 м
- Высота: 5,9 м
- Размах крыла: 14,7 м
- Максимальная скорость: 2500 км/ч
- Максимальная дальность полета: 3600 км
- Боевая нагрузка: 8 т
- Двигатель: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
- Практический потолок: 18 км
- Ресурс самолета: 6000 часов
Основные особенности Су-35С
Мощная радиолокационная система. Истребитель оборудован системой «Ирбис», которая позволяет сопровождать до 30 целей одновременно и вести огонь по 8 из них. Это делает Су-35С опасной машиной для обеспечения превосходства в воздухе.
Продвинутая система вооружения. Су-35С может нести широкую номенклатуру вооружения, включая ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» и корректируемые бомбы.
Высокая маневренность. Благодаря двигателям с управляемым вектором тяги, Су-35С способен выполнять сложные воздушные маневры и уклоняться от атак.
Прочность и надежность. Су-35С зарекомендовал себя как надежный и прочный самолет. Его конструкция позволяет эффективно выполнять задачи в условиях жесткой эксплуатации и повышенных нагрузок.
Производство и модернизация
Госкорпорация Ростех была основным подрядчиком по проектам Су-57 и Су-35С. С 2019 года компания активно работала над серийным производством Су-57 для Вооруженных сил России. Был заключен контракт на поставку 76 истребителей, которые планируется передать в распоряжение армии до 2028 года.
Для реализации планов по расширению авиапарка российские власти начали программу наращивания производства, при этом уделяя внимание модернизации производственных мощностей. Благодаря автоматизированным системам сборки и новым технологическим решениям, заводы могут увеличивать объем выпуска, обеспечивая бесперебойное снабжение.
Экспортный потенциал и участие в авиасалонах
Россия развивает экспортный потенциал Су-57, включая демонстрацию истребителей на международных авиасалонах. На грядущем Airshow China компания планирует представить Су-57 и Су-35С потенциальным зарубежным покупателям, включая страны, интересующиеся модернизацией своих воздушных сил.
«Экспортный вариант Су-57 будет продемонстрирован в надежде привлечь таких покупателей, как Алжир, Индия и Турция, хотя подтвержденных сделок пока нет», – пишет издание The National Interest (TNI).
Китайские каналы уже опубликовали съемку выступления российского истребителя пятого поколения Су-57 на авиационной выставке Airshow China в Чжухае. Пилотировал боевую машину летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан, который продемонстрировал зрителям не только мощь, но и исключительные маневры Су-57. Вместо традиционных для подобных показов «бочек» и петель Нестерова, гости выставки стали свидетелями фигур высшего пилотажа.
В соцсетях и на медиаресурсах Китая активно обсуждали увиденное, отмечая, что такие маневры выходят за пределы традиционных представлений о возможностях боевой авиации. «Ничего подобного я не видел никогда», – признаются комментаторы, а некоторые замечают, что такие полеты кажутся нарушением законов физики.
По мнению экспертов, экспорт Су-57 может стать важным шагом для России в области авиастроения. Истребитель, оснащенный передовыми технологиями и системами вооружения, заинтересует страны, стремящиеся к приобретению современных машин с высоким боевым потенциалом. Су-57 сможет составить конкуренцию западным аналогам на международном рынке.
Ранее «ФедералПресс» писал, что во второй половине 2024 года в России начнется серийное производство беспилотников «Охотник». Новые БПЛА могут использоваться в связке с истребителем пятого поколения Су-57.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева