Автовладельцы Дальнего Востока жалуются на растущую стоимость ГСМ на АЗС. Крупные заправочные сети пересматривали ценник дважды в октябре. Продолжится ли рост цен дальше и как на него реагируют профильные госорганы – об этом читайте в материале «ФедералПресс».
Ввысь
Согласно публичным данным аналитиков, по состоянию на 10 ноября 2024 года средняя стоимость литра бензина марки АИ-95 на заправках Приморского края составляла 58,19 рубля, тогда как еще 7 ноября – 58,04 рубля, год назад она равнялась 51,26 рубля и выросла на 13,47 %. Бензин АИ-92 за эти же дни подорожал до 57,1 с 56,95 рубля, а дизельное топливо – до 71,25 с 71,07 рубля за литр. Темпы роста стоимости топлива в сетях АЗС Владивостока наиболее заметны после их заморозки в канун Восточного экономического форума. В Хабаровском крае цены тоже немного растут в последнее время: 1 октября литр АИ-95 стоил 60,6 рубля, а 9 ноября – 60,63 рубля, АИ-92 – 53,92 и 54,1 рубля, а дизтопливо – 65,25 и 65,51 рубля соответственно. Стоимость топлива в заправочных сетях, не имеющих прямого доступа к НПЗ, оказывается и того выше.
Жителей Приморья беспокоит то, что на фоне растущих топливных прайсов подорожают продукты питания, услуги логистики и такси, и что стремящаяся кверху ценовая кривая в конце концов приведет к дефициту ГСМ в регионе.
По данным Росстата, годовая инфляция в Приморском крае в августе 2024 года составляла 9,31 %, а в сентябре – 8,71 %, что выше, чем в Дальневосточном федеральном округе (8,55 %) и в целом по России (8,63 %).
Эмбарго
С тех пор, как с 1 марта до 31 августа 2024 года в целях поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного в том числе с весенними полевыми работами и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, был введен временный запрет на экспорт бензина из России, правительство уже как минимум дважды возвращалось к этой теме. Сначала в период с мая по 30 июня экспорт бензина для производителей топлива приостанавливали на фоне насыщения рынка топливом. Затем в августе запрет решили продлить до 31 декабря 2024 года. Сейчас топливо можно вывозить из РФ только в страны, входящие в Евразийский экономический союз. На днях вице-премьер Александр Новак допустил частичную отмену эмбарго на экспорт бензина в случае подтверждения признаков затоваривания, но только в отношении АИ-92. О других марках речи пока нет. Как считают автовладельцы, отмена запрета на экспорт бензина может повысить его стоимость.
«ФедералПресс» направил запрос в Минэнерго России.
«Исторически розничные цены в течение года изменяются темпами, близкими к инфляции. Спецификой ДФО является то, что внутренние оптовые цены формируются с учетом оптовых цен Сибири и логистических издержек. Но благодаря тому, что из-за социально ориентированной политики участников рынка оптовые цены напрямую не транслируются в розницу, цены на АЗС в ДФО находятся на уровне, близком к общероссийскому. Правительство проводит политику, направленную на удержание этой тенденции с учетом интересов как потребителей, так и производителей», – ответили в пресс-службе министерства.
Как помочь Дальнему Востоку?
В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), где работают два крупных НПЗ – Комсомольский проектной мощностью 8 млн тонн нефти в год и Хабаровский на 5 млн тонн, отмечается дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. Поставки топлива на Дальний Восток из других регионов ввиду расходов на транспортировку могут повышать его конечную стоимость, несмотря на субсидирование правительством РФ железнодорожного тарифа на перевозку.
И хотя решением правительства РФ нефтепродукты относятся к числу приоритетных товаров для поставки по железной дороге, все же, согласно обновленной редакции введенных с 1 сентября 2024 года Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, их приоритет снижен.
Возможно, в будущем снять дефицит топлива в регионе позволит строительство еще одного НПЗ – региональные и федеральные власти ранее рассматривали возможность его сооружения на Сахалине. В сентябре текущего года на площадке Восточного экономического форума глава Минэнерго России Сергей Цивилев говорил о готовности министерства искать инструменты поддержки строительства НПЗ в ДФО в случае принятия компаниями соответствующего инвестиционного решения. Однако пока подобные планы никем не озвучивались. К тому же реализация такого рода проекта сопряжена не только с наличием инвестиций, но и с долгими сроками, тогда как решать проблему нужно уже сейчас.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков больших проблем, связанных с обеспечением топливом Дальнего Востока, не видит. Он считает необходимым в первую очередь разобраться с вопросом регулирования поставок нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.
По его словам, несмотря на приоритетность доставки нефтепродуктов по железной дороге, данная проблема усугубилась в последние годы. Это связано с ростом поставок на Дальний Восток российских товаров, особенно угля, «который забивает всю железную дорогу», а также с увеличением потока импортной продукции, транспортируемой в Россию из стран Азии, в частности, из Китая.
«Давно обсуждают возможность строительства НПЗ на Сахалине. Это проект, который, скорее, поддерживают региональные власти. Потому что это крупное предприятия, которое нужно региону, это дополнительные рабочие места, налоги и прочее, – сказал Игорь Юшков «ФедералПресс». – Но теоретически здесь, конечно, нужно понять причины дефицита. Периодически возникающий дефицит и всплеск цен на дизельное топливо на Дальнем Востоке, скорее, касается вопроса регулирования направлений поставок».
Он напомнил, что в ДФО работают крупные НПЗ, в частности, в Хабаровске, которые производят достаточное количество ГСМ.
«Но тогда куда уходит дизель, что возникает дефицит, – задается вопросом аналитик. – Когда возникает дефицит, это значит, что не совсем согласован вопрос направленности поставок: куда он должен идти больше – на внутренний или на внешний рынок? Поэтому вопрос не в том, что мы не можем выработать дизель, а в том, куда он направляется», – говорит Игорь Юшков.
Аналогичные вопросы касаются производства и поставок бензина.
«Регулирование позволит решить проблему здесь и сейчас. Потому что, даже если будет принято решение о строительстве НПЗ, его продукция появится на рынке только лет через 5–6–7. То есть это долгий инвестиционный проект. Надо учитывать сроки решения проблем тоже», – заметил он.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Светлана Возмилова