Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Честный рассказ женщины, которая полжизни работает на судоремонтном заводе: «Такой же кадровый голод был в 90-е»

Зоя Анатольевна работает на заводе полжизни
Вся семья Зои Анатольевны работает на заводе

Зоя Анатольевна Ильющенко работает на Ливадийском судоремонтном заводе 28 лет: возглавляет отдел кадров и все эти годы занималась документооборотом и подбором персонала, его адаптацией на заводе, а последние несколько лет отвечает только за кадровый документооборот на предприятии. На Ливадийском ремонтно-судостроительном заводе работает и ее семья: муж – трубопрокатчик, дочь – инженер в технической библиотеке. В интервью с журналистом «ФедералПресс» Зоя Ильющенко рассказала, почему вся ее семья выбрала этот завод, а еще поделилась советами по решению кадровых проблем, которые знакомы сегодня всем работодателям.

Зоя Анатольевна, расскажите, как долго вы работаете на этом месте? Ни разу не было желания сменить работу?

— Я начальник отдела кадров на Ливадийском судоремонтном заводе. Работаю там с 1996 года. Сейчас занимаюсь кадровым документооборотом – работаем вдвоем с моей помощницей. А еще около шести лет назад наш отдел занимался также подбором кадров, их адаптацией, однако затем кадровый документооборот отделился, и появилась группа подбора персонала.

Знаете, никогда не было желания сменить работу – меня взяли на лучшую работу, она меня устраивает, я много знаю о нашем заводе, знаю людей, знаю направления работы. И мне нравится наше предприятие – оно интересное, делает много для людей, у нас молодой директор, который сам прошел весь путь, как говорится, с низов и сумел создать хорошую и направленную команду, перед которой стоит задача хорошо выполнять свою работу.

На этом заводе работаете не только вы, но и ваша семья. Можете рассказать, чем они занимаются? И почему решили там работать?

— Мой муж работает на заводе с 2010 года – он рабочий, судовой трубопроводчик. Трудится в бригаде по ремонту трубопровода и арматуры судов. И второй год на заводе работает моя дочь – она инженер в технической библиотеке. Когда освободилось место, которое могло бы ей подойти по ее специальности, она с удовольствием пошла, ей очень нравится работа. И я хочу сказать, что специальность моей дочери очень востребована: ежедневно в технический архив приходят инженеры, конструкторы – каждому она помогает, с каждым работает.

Моя семья пришла на наш завод, потому что это единственное серьезное предприятие в Ливадии – не «рога и копыта». Мы чувствуем уверенность в будущем, что все будет стабильно.

Вы много лет работаете в сфере управления кадрами. Наверняка, для вас не осталось незамеченным, что сейчас в Приморье, да и по всей России, настоящий кадровый голод. Актуальна ли проблема для вашего завода, и как вы с ней справляетесь?

— Актуальна – мы тоже работаем в таких условиях. Смогли вырваться вперед, люди к нам идут, но все равно нужно больше: много работы, сформирован большой портфель заказов и по судостроению, и по судоремонту. Нет простоя, работы много.

Сейчас очень нужны рабочие специалисты высокой квалификации, но в стране был большой пробел с такими специальностями, поэтому мы тоже испытываем кадровый голод. Сейчас мы активно сотрудничаем с судостроительным колледжем из Большого Камня, берем на завод студентов, сами их обучаем. Сейчас у нас из этого колледжа уже работают шесть человек. кроме того, ежегодно к нам на практику приходят студенты из ДВФУ с факультета эксплуатации силовых судовых установок. И нам бы очень хотелось, чтобы они остались у нас на заводе и после практики.

Сотрудникам из других городов мы предоставляем жилье, трехразовое питание, бесплатный транспорт на работу и домой. Кроме того, регулярно оплачиваем обучение для наших сотрудников. А со студентами заключаем договоры, оплачиваем их обучение, чтобы после они вернулись на завод.

Зоя Анатольевна, за время вашей работы бывали ли подобные ситуации, когда даже крупным предприятиям приходилось бороться за сотрудников?

— Кадровый голод был в 90-е годы, когда все люди ринулись получать высшее образование. А в Советском Союзе была очень хорошая система построена: те, кто не хотел получать высшее образование, шли в техникумы, училища – получали профессию. Но потом все сломалось, и заново построить очень сложно.

И сейчас у нас самая дефицитная профессия – токари. Их нигде нет – остались только люди, которым за 60 лет, они нас выручают. В других профессиях стало полегче. Например, когда строили мосты во Владивостоке, подготовили большое количество электросварщиков – это был хороший задел, сейчас они нас тоже выручают.

И за каждого сотрудника мы переживаем, чтобы не ушел, чтобы не переманили. Поэтому пытаемся создать все условия.

Как вы думаете, что стоило бы изменить в нынешней системе образования, чтобы заводы не испытывали кадрового голода?

— Я считаю, что профориентацию надо начинать с детского садика – не думать, что потом, в 10-м классе. Нет, надо начинать с детского сада, с начальной школы.

Опять же, в советские годы была хорошая практика: наш завод помогал школе № 26 в Ливадии. За каждой бригадой был закреплен класс: они ему помогали, ходили в походы. В той школе также был хороший учебный комбинат – раз в неделю ребята бывали на заводе. Они учились корпусному делу, электросварному, токарному – и после школы они приходили к нам с профессией.

Кроме того, в те годы было много училищ, где готовили достаточное количество сотрудников. Сейчас училища тоже есть, но выпускников не хватает на все предприятия – они все нарасхват.

Зоя Анатольевна, вам бы хотелось, чтобы ваш внук продолжил династию работников Ливадийского ремонтно-судостроительного завода?

— Мой внук сейчас учится в школе, и я бы хотела, чтобы он пришел к нам на работу. Чтобы отучился в Дальневосточном федеральном университете на инженера-технолога – это очень ценная профессия: не может быть технического прогресса без инженеров, без них мы никуда не сдвинемся – страна должна холить и лелеять этих инженеров.

Конечно, в годы перестройки все сломалось, но сейчас надо заново выстроить систему обучения таких специалистов. Потому что запрос у предприятий большой, и работы очень много.

Фото предоставлено героем публикации

Сюжет по этой теме
14 июля 2023, 13:30

Человеческий капитал

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.