Сибиряк Евгений Ильченко имеет мышечное заболевание (спинально мышечная атрофия) и является инвалидом-колясочником. Для удобства своего перемещения вне города и дорог движения он создал новую модель коляски – собственный байк, квардроцикл, адаптированный для инвалидов. Таким образом, он сделал доступным для себя прогулки в лесопарковых зонах. Об изобретении он рассказал редакции «ФедералПресс».
История задумки
Евгений Ильченко работает юристом и часто передвигается по городу на обычной коляске. И если для города инвалидной коляски хватает, то для полноценной жизни и прогулок на природе – нет. По его словам, простая коляска ограничивает возможности. Поэтому Евгений придумал собственный аппарат, который предназначен для дальних путешествий. Самоделка представляет собой четырехколесное сооружение, которое имеет сидение и руль. Транспорт легко преодолевает сложные препятствия и пригоден для езды по снежным трассам.
«Идея пришла внезапно. Просто как-то понял, что хочу большего, чем просто коляска», – объяснил Евгений Ильченко.
Сибиряк рассказал, что это не первый его транспорт подобного типа. Изобретать байки он начал несколько лет назад. Сначала машины были проще, но с годами техника усовершенствовалась.
«Для работы и офиса обычной коляски хватает, но для прогулок мало. Простые коляски имеют ограниченный радиус действия, невысокую скорость, лишены возможности модернизации, имеют плохую динамику и проходимость. При этом цена на самые простые модели начинается примерно со 150 000 рублей и может доходить до миллиона и более», – рассказал собеседник.
Специальный самодельный квадроцикл помогает инвалиду ездить на длинные расстояния, гулять и наслаждаться природой.
«Жизнь людей в инвалидных колясках может отличаться друг от друга очень сильно. Дело в том, что, допустим, при травме отдельные части тела остаются подвижными. Например, руки, плечи, спина. А вот при мышечном заболевании, как у меня, все гораздо печальнее. Мышцы имеют дефект развития на молекулярном уровне, и огромных усилий стоит хотя бы просто замедлить прогресс заболевания. Много кто уповает на терапию, но, как известно, любая таблетка «играет в обе стороны», то есть помимо терапевтического эффекта имеет и побочные», – объяснил Евгений.
Кузбассовец признался, что воздерживается от специальных лекарств и старается больше внимания уделять развитию физической активности.
«В моем случае это эспандеры, гантели и даже штанга, правда весом всего несколько кило. Физическая активность не только хорошо помогает разогнать кровь по телу, заставить работать больные мышцы, но и оказывает положительное влияние на дыхательную систему, что в инвалидном кресле буквально жизненно необходимо. Ну а прогулки в лесу, особенно в холмистой местности, улучшают настроение, дают возможность получить порцию солнечного света, воздуха», – уточнил новокузнечанин.
Он отметил, что квадроцикл стал дополнением к физическим упражнениям.
Адаптация подросткового квадроцикла
Изобретение отлично подходит для того, чтобы перемещаться в пространстве, ездить можно даже по бездорожью.
«С помощью «квадрика» можно перемещаться в пространстве, при отсутствии дорог, это само по себе могло бы стать гимнастическим снарядом. Поиски этого «нечто» привели в конечном итоге к адаптации подросткового квадроцикла и постройке самодельного аппарата», – рассказал «ФедералПресс» собеседник.
Евгений пояснил, что рассматривал разные варианты: от моторизированной приставки к инвалидной коляске до гусеничных конструкций, подумывал о разного рода электрическом транспорте и даже о лошади или пони. Главная цель была – увеличение радиуса передвижения, улучшение условий жизни и расширение возможностей взаимодействия с миром и природой.
Евгений вспоминает, что когда впервые оказался на самодельном квадроцикле, то несколько минут испытывал потерю ориентации, у него кружилась голова, но сейчас такого ощущения уже нет.
«Дело в том, что вестибулярный аппарат тоже тренируется. Если обычного человека поместить в необычные для него условия – например, на край скалы, то первое время он будет испытывать подобные чувства, потом привыкнет. В первые поездки, особенно продолжительные или после некоторого перерыва, болели плечи, спина и даже мышцы ног, что говорит о том, что весь организм получает нагрузку, которой так не хватает в обычной жизни. А самое главное, это прекрасное хобби, ведь интересный маршрут можно проложить так, что он превратится в отдельное путешествие», – рассказал юрист.
Участие в гонках
В Новокузнецке Евгений Ильченко на своих самодельных квадроциклах неоднократно участвовал в соревнованиях и становился призером.
«Мои аппараты ничего сложного из себя не представляют, но именно они дают возможность получить полную свободу передвижения, не имея ни одной полноценно работающей части тела. Автомобильчик даже имеет спортивные заслуги, дважды участвовал в соревнованиях «Уни-мото» (ежегодно проводились в Кузбассе. – Прим. ред.) в классе «мотоблок» и оба раза успешно, на первом месте», – поделился с «ФедералПресс» своими достижениями Евгений.
Сибиряк считает, что сейчас инвалиды могут развиваться многосторонне. Он готов поделиться опытом в проектировании и создании специальных средств для передвижения колясочников, которые смогут значительно улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья.
«Я думаю, что такая техника могла бы иметь много почитателей именно среди людей, страдающих заболеваниями, похожими на мое, а также у больных с различного рода травмами спины. Инвалидам недоступен весь транспорт, например мотоцикл или обычный квадроцикл. В дальнейшем надеюсь на то, что моя техника найдет спрос, и готов к сотрудничеству с производителями, так как в настоящий момент подобных агрегатов пока нет», – рассказал Евгений о дальнейших планах.
Изобретатель отметил, что главным плюсом инвалидных квадроциклов является отсутствие необходимости получать специальные права. При этом машина оснащена ремнем безопасности и имеет поддержку с двух сторон для пассажира, а заправляется бензином.
Фото предоставлено героем истории
Эксклюзивы «ФедералПресс»