Экономика России растет вопреки беспрецедентным в мировой истории санкциям и давлению со стороны правящих элит некоторых государств. Недавно Международный валютный фонд (МВФ) назвал ее первой в Европе и четвертой в мире по паритету покупательной способности. К чему пришла и как дальше будет развиваться экономика страны – «ФедералПресс» изучил цифры и прогнозы.
Реальность
Согласно данным, озвученным в декабре во время прямой линии и большой пресс-конференции президентом России Владимиром Путиным, рост ВВП страны оценивается на уровне 3,9–4 % в 2024 году против 3,6 % в 2023-м. В I квартале рост ВВП в годовом выражении равнялся 5,4 %, во II-м – 4,1 %, в III-м – 3,1 %. А в целом за три квартала рост ВВП подтвержден на уровне 4,2 %, за январь – октябрь – 4,1 %. Сейчас по паритету покупательной способности впереди России лишь Китай, США и Индия, позади – ФРГ и Япония. Экономика страны растет по всем направлениям: один только промышленный сектор к концу года увеличился на 4,4 %. Прогноз первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова относительно динамики обрабатывающих отраслей в 2024 году сводился к достижению отметки 6,8 %.
«При таких высоких темпах экономического роста России вполне реально сохранить место первой экономики Европы в терминах ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности, и четвертой экономики мира. (…) Ясно, что драйверами роста российского ВВП в 2024 году, как и годом ранее, являются государственные расходы, в том числе гособоронзаказ и импортозамещение. Также немаловажную роль играет высокая занятость и высокие темпы роста зарплат, напрямую влияющие на динамику роста спроса на потребительские товары и услуги, а значит подпитывающие рост ВВП», – заявляла ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Как заметил Путин, достижение высокого экономического показателя – вовсе это не повод «заснуть». Конечно, как указывал глава Минпромторга РФ Антон Алиханов, импульс поствосстановительного роста не бесконечен. Тем не менее нужно сохранить набранный темп и нацелиться на дальнейшие качественные изменения в экономике. Драйверами будут новые нацпроекты в области технологического развития, госстимулирование, внутренний спрос и кооперации с зарубежными партнерами, в том числе для развития экспорта. Наращиванию внешнеэкономических контактов и продвижению отечественной продукции, по мнению министра экономического развития России Максима Решетникова, следует уделять пристальное внимание, ведь экспорт играет значимую роль в развитии страны – по данным Минэка, на него приходится четверть ВВП, и в течение ближайших трех лет он должен обеспечить до 10 % роста российской экономики.
«Рассчитываем, что члены Торгово-промышленной палаты России будут активно выходить на новые рынки и рынки дружественных стран, развивать кооперационные связи с коллегами за рубежом, а также выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию, – отмечал Максим Решетников. – Правительство России готово оказывать по этим опросам всю необходимую поддержку – в том числе в рамках нового нацпроекта по поддержке международной кооперации и экспорта, который курирует Минпромторг России. (…) Только в этом году нам удалось добиться либерализации для российских поставщиков более 30 торговых норм».
«В Госдуме мы активно работаем над вопросами технологического суверенитета, разрабатываем законопроекты, которые помогут создать преференции для роста экономики. Одной из ключевых задач на следующий год станет регулирование платформенной экономики, которая уже прочно вошла в жизнь россиян, но пока еще не имеет четких юридических рамок», – комментировал «ФедералПресс» заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов.
Сравнения
В сравнении с российской западная экономика выглядит довольно вялой и подуставшей. Хоть после продолжительной и повсеместной стагнации экономика Европы и вернулась к росту в начале 2024-го, в ноябре Европейская комиссия ухудшила прогноз роста ВВП для стран ЕС на весь год – до 0,9 % с ранее ожидавшегося 1 %, одновременно назвав дальнейший прогноз «крайне неопределенным». Сейчас слабую, но все же позитивную динамику в Европе поддерживает товарный экспорт. Однако, как считают в МВФ, «устойчивая слабость» промышленности крупнейших европейских экономик, например Германии и Италии, будет сдерживать рост в дальнейшем. Причины стагнации, потери конкурентоспособности и привлекательности здесь, как и в некоторых государствах еврозоны, обусловлены в том числе отказом от российских энергоносителей, что крайне негативно для индустриализации. Уже сейчас мир наблюдает за кризисом европейского автопрома: немецкие автогиганты Volkswagen и Mercedes-Benz не справляются с конкуренцией со стороны китайских автопроизводителей. Впрочем, в Европе все больше стран, заявляющих о готовности принимать у себя дешевый российский газ, несмотря на сохраняющиеся санкционные запреты. В декабре крупные компании Центральной Европы выступили за заключение соглашения о продолжении транзита газа через Украину в 2025 году. К данной декларации присоединились словацкая газовая компания SPP, оператор Eustream AS, венгерские компании MOL Hungarian Oil and Gas Plc и MVM Zr, торговые ассоциации и крупные промышленные потребители из Венгрии, Австрии, Италии и Словакии. Во время декабрьского визита премьер-министра Словакии Роберта Фицо в Москву готовность поставлять газ из России в эту страну подтвердил президент Путин. Известно и о наращивании импорта Чехией: в январе – октябре 2024 года он вырос на 530 % в годовом сравнении, тогда как поставки газа из Норвегии, напротив, снизились почти на 40 %. Помешать такому газовому сотрудничеству европейских государств с Россией пытается вездесущий Вашингтон, который в лице новоизбранного президента Дональда Трампа в конце декабря пригрозил ввести 10–20%-е пошлины на весь европейский импорт, если ЕС не увеличит закупки нефти и газа из США. О ценах на такой газ не упоминалось, но они явно бьют по карману европейцев.
Сейчас даже сам Запад признаёт: увлекшись экономической войной против России, Европа будет стагнировать в обозримом будущем. В 2025 году ЕК ждет роста ВВП в еврозоне на 1,3 %, в ЕС – на 1,5 %, в 2026-м – на 1,6 % и 1,8 % соответственно. В том числе Германия может нарастить экономику всего на 0,7 %, Франция – на 0,8 %, Италия – на 1 %, Испания – на 2,3 %. В соответствии с обновленным прогнозом МВФ ожидает роста ВВП ЕС на 1,2 % вместо ранее ожидаемых 1,5 % в 2025-м, в том числе в Германии – на 0,8 % против прежних 1,3 %, во Франции – на 1,1 % вместо тех же скромных 1,3 %, в Италии – на 0,8 % против 0,9 % соответственно. То есть прогнозные риски, учитывающие геополитическую и внешнеторговую составляющую, имеют понижательную тенденцию.
Скептичен относительно экономического роста МВФ и по отношению к России: пересмотрев в сторону понижения прогноз роста ВВП в нашей стране – до 1,3 % по оценке в октябре с 1,5 % в июле, он аргументировал это «снижением частного потребления и инвестиций при смягчении жестких условий на рынке труда и замедлении роста реальных доходов».
В России на этот счет имеются свои прогнозы.
Прогноз
Согласно базовому варианту прогноза Минэкономразвития России, в обозримом будущем, несмотря на признаки охлаждения экономики, ВВП продолжит умеренный рост: в 2025 году – на 2,5 %, в 2026-м – на 2,6 %, в 2027-м – на 2,8 %.
Банк России сохраняет прогнозы роста ВВП в 2025 году в интервале 0,5–1,5 %, в 2026-м – 1–2 %, в 2027-м – 1,5–2,5 %, связывая снижение темпа с нарастанием эффектов от жестких денежно-кредитных условий, но ожидая устойчивого возвращения российской экономики на траекторию сбалансированного роста через два года. Как считают в ЦБ, серьезными сдерживающими факторами для расширения потенциала российской экономики могут служить внешнеторговые и финансовые ограничения, а также демографические тенденции.
«Вместе с тем в базовом сценарии предполагается, что на среднесрочном горизонте российская экономика продолжит процесс замещения импортных товаров отечественными аналогами, что отразится в значительном увеличении инвестиций в российской экономике по сравнению с 2021 годом, во внедрении новых методов производства и логистических маршрутов», – заявили в ЦБ.
«В 2025 году госрасходы запланированы в гораздо меньшем объеме, чем в текущем, и это значит, что государство будет в меньшей степени вкладывать деньги в развитие стратегически важных отраслей, обрабатывающую промышленность, в то время, когда кредиты будут менее доступны бизнесу из-за высоких процентных ставок. В следующем году темпы роста могут быть более сдержанными – правительство РФ прогнозирует рост не выше 2–2,5 %. Но, по нашему мнению, если инфляцию удастся обуздать ранее, чем в конце 2025 года, и ключевая ставка ЦБ РФ начнет снижаться уже в середине следующего года, это значит, что темпы роста российского ВВП в 2025 году могут быть выше ожидаемых. Мы ожидаем, что в следующем году ВВП РФ может вырасти на 2,5–3 %, и такие темпы роста могут опять превысить рост мировой экономики», – комментировала в декабре ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
По мнению заместителя председателя комитета по экономической политике Госдумы Артема Кирьянова, экономический рост в стране в 2025 году может впечатлить, превысив все прогнозы. Этому будет способствовать детенизация экономики.
«Я убежден, что в следующем году мы сможем выйти на рост как минимум 5,5 %. Это не просто цифры, это отражение тех усилий, которые мы прилагаем, в том числе для стимулирования обрабатывающей промышленности и оборонного сектора. Мы видим, как текущая ситуация и даже санкционное давление открывают новые горизонты для нашей науки и технологий. Важно отметить, что мы также занимаемся процессом детенизации экономики. Потенциал роста доходов в этой сфере колоссален. Если бы нам удалось полностью вывести экономику «в белую», это могло бы удвоить бюджетные доходы. Одним из самых эффективных инструментов в этом направлении является маркировка товаров, и мы видим ее положительный эффект в каждой товарной группе», – говорил он «ФедералПресс».
Сегодня ясно одно: экономика России не просто обрела иммунитет от западного санкционного вируса, но и, вопреки всем негативным ожиданиям, продемонстрировала завидный рост, открыв потенциал для своего развития. Рост продолжится при условии сбалансированной денежно-кредитной политики, не ограничивающей бизнес, и дальнейшего стимулирования развития отраслей.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина, Виктор Вытольский, сайт hippopx.com