С 1 января 2025 года в России начнут действовать новые правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. Это означает, что отныне приоритетность вывоза будет принадлежать высокодоходным грузам. Каким именно – изучал «ФедералПресс».
Расставили приоритеты
Правила недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре существуют больше 20 лет. С 2022 года, когда из-за санкций последовал масштабный разворот грузов на Восток, очередность перевозок стали регулировать временные правила – это было необходимо для того, чтобы лишившиеся привычных потребителей в Европе российские предприятия могли вывезти свою продукцию на другие рынки. Крайнюю редакцию ПНД правительство России утвердило 27 мая 2024 года с вступлением в силу после двухлетней временной отмены в сентябре. Однако в августе ее введение отложили до конца 2024 года.
Список приоритетных грузов до Нового года формировали специальные, ремонтные, почтовые и только потом коммерческие грузы, включая энергетические, чья очередность вывоза нефтепродуктов в этом году, к слову, повышалась. Новые правила предоставят компаниям равный доступ к перевозкам грузов по железной дороге, понизив приоритетность вывоза нефтепродуктов и угля с третьей до шестой и таким образом лишив их преференций.
Как прокомментировала для «ФедералПресс» исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина, возвращение правил недискриминационного доступа должно стабилизировать поставки продовольственных и социально значимых товаров.
«С момента утверждения временных правил очередности перевозок грузов бизнесу, использующему доставку по железной дороге, приходилось в буквальном смысле выживать: то резко возрастут тарифы, то отсутствуют порожние контейнеры. Последние три года ожидание отправки продовольственных и социально значимых грузов доходят до месяца, а в отдельных случаях – до двух месяцев. Логистические задержки губительно сказываются на некоторых позициях, не каждый груз может храниться так долго, а если мы говорим об осенне-зимнем периоде, когда еще нет устоявшейся температуры, за месяц не погруженная в рефрижераторный контейнер продукция может испортиться из-за резкого падения температуры. Кроме того, в холодное время года при простое портится техника. Окончание срока годности, промерзание товара, задержки в доставке негативно отражаются на репутации грузоотправителей и экспедиторов, а компании несут финансовые потери, включая штрафы из-за задержки поставки. Более того, производители, импортеры, поставщики вынуждены закладывать риски в конечную стоимость», – рассказала она.
В правительстве рассчитывают найти баланс по перевозке грузов как для регионов, так и страны в целом.
«Многие регионы заинтересованы, чтобы их продукция – хлеб, металлы, минеральные удобрения, контейнеры – тоже имела возможность доступа к Восточному полигону и выходу на порты Дальнего Востока. (…) Буквально в эти дни согласовываются объемы и структуры грузов, чтобы не поставить в ущемленное положение угледобывающие регионы, прежде всего Кузбасс», – говорил в декабре министр транспорта РФ Роман Старовойт.
В частности, при всем недискриминационном доступе власти планируют сохранить объем перевозки угля в 2025 году на уровне 2024-го.
Сколько грузов вывозят железной дорогой
Согласно прогнозу социально-экономического развития России на 2025–2027 годы, который правительство вносило в Госдуму вместе с бюджетным пакетом, за весь 2024 год на железной дороге должны были погрузить в общей сложности 1,239 млрд тонн грузов, что на 0,3 % больше, чем в 2023 году, тогда как грузооборот был запланирован в объеме 2588,2 млрд тонно-километров – на 1,9 % меньше. В январе – октябре 2024 года погрузка уменьшилась в сравнении с тем же периодом 2023 года на 4,2 %, до 986,6 млн тонн. В структуре грузов наибольшие доли – 27,7 % и 17,5 % – пришлись на каменный уголь (это 273,4 млн тонн, –6,2 %) и нефть и нефтепродукты (172,5 млн тонн, –0,8 %). Ожидается, что в 2027 году погрузка грузов на железной дороге вырастет на 9,7 %, до 1358,6 млн тонн, а грузооборот увеличится на 14,6 %, до 2 трлн 967,3 млрд тонно-километров. Цифры касаются всех направлений перевозки.
План по перевозке железной дорогой одного только угля из угледобывающих регионов – Кемеровской, Иркутской областей, Республики Хакасия, Республики Тыва, Республики Бурятия и Республики Саха (Якутия) – в 2024 и 2025 годах оценен примерно в 100 млн тонн. По словам вице-премьера России Александра Новака, в 2025 году на Восток из Кузбасса для последующего экспорта планируется вывезти 54,1 млн тонн угля – такой же объем был предусмотрен к вывозу по железной дороге из региона к восточным портам в 2024 году в соответствии с заключенным год назад соглашением между правительством Кемеровской области и ОАО «РЖД».
Между тем, согласно ранее приведенным «Коммерсантом» расчетам экспертов по вкладу перевозимых грузов в ВВП и бюджет в пересчете на тонну, лидером в этом отношении являются контейнерные грузы. За ними идут черные металлы и нефтяные грузы. Поэтому, как считает возглавляющий Национальный исследовательский центр перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, нужно выстраивать приоритеты на железной дороге с точки зрения доходности таких грузов.
Начавшийся год покажет, окажется ли равный доступ еще и эффективным.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева