МОСКВА, 12 декабря, ФедералПресс. Грузооборот морпортов России в январе – ноябре 2024 года составил 815,1 млн тонн, что на 2 % меньше по сравнению с тем же периодом 2023 года. Об этом сообщает Ассоциация морских торговых портов.
Структура грузооборота включает перевалку сухих – 407,1 млн тонн (−2,1 %) – и наливных грузов – 408,0 млн тонн (−2 %). Среди сухих грузов наибольший объем перевалки пришелся на уголь – 173,7 млн тонн (−10,3 %), с большим отрывом следуют зерно – 69,7 млн тонн (+6 %), контейнерные грузы – 50,6 млн тонн (+11,3 %), минеральные удобрения – 39,3 млн тонн (+17,7 %), черные металлы – 17,4 млн тонн (−12,1 %), руда – 10,9 млн тонн (+23,8 %) и грузы на паромах – 7,4 млн тонн (−0,1 %). В числе наливных грузов больше всего перевалили сырой нефти – 246,4 млн тонн (−0,7 %) и нефтепродуктов – 119,7 млн тонн (−7,1 %). Объем перевалки сжиженного газа составил 32,6 млн тонн (+5,5 %), а пищевых грузов – 5,8 млн тонн (+14 %).
Экспортные грузы превалировали над импортными – 643,3 млн тонн (−1,7 %) против 39,1 млн тонн (+11 %) соответственно. На транзитные грузы пришлось 59,6 млн тонн (+0,6 %), каботажные – 73,1 млн тонн (−11,9 %).
В январе – ноябре 2024 года порты Азово-Черноморского бассейна лидировали в совокупном объеме морского грузооборота в России. В общей сложности они перевалили 254,2 млн тонн грузов, снизив показатель на 5 % в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Наливные грузы составили 133,1 млн тонн (−2,9 %), сухие – 121,1 млн тонн (−5 %). Положительную динамику показали порты Новороссийск – 151,9 млн тонн грузов (+3,5 %) и Кавказ – 21,8 млн т (+8,6 %), отрицательную – Тамань – 25,7 млн тонн (−31,1 %), Туапсе – 19,6 млн тонн (−13,7 %) и Ростов-на-Дону – 14,6 млн тонн (−4,7 %).
Чуть меньший объем грузов перевалили порты Балтийского бассейна – 251,1 млн тонн (+1,1 %). Из данного объема на сухие грузы пришлось 113,7 млн тонн (+6,8 %), наливные – 137,4 млн тонн (−3,2 %). Увеличили грузооборот порты Усть-Луга – 124,3 млн тонн (+0,2 %) и Большой порт Санкт-Петербург – 48,5 млн тонн (+8,1 %), уменьшили – Приморск – 56,1 млн тонн (−2,8 %) и Высоцк – 11,3 млн тонн (−6,6 %).
Третье место по грузообороту принадлежит морпортам Дальневосточного бассейна – 216,2 млн тонн (−1,4 %), из которых сухие грузы составили 141,9 млн тонн (−2,1 %), а наливные – 74,3 млн тонн (+0,7 %). Традиционно порт Восточный лидировал по показателю грузооборота среди портов региона – его объем перевалки достиг 79,8 млн тонн (+0,7 %), далее следовали Владивосток – 34,2 млн тонн (+11 %), Ванино – 26,5 млн тонн (−18,4 %), Находка – 26,2 млн тонн (+3,8 %) и Пригородное – 11,8 млн тонн (−2 %).
Арктические порты сократили грузооборот до 85,9 млн тонн (−4,1 %), в том числе перевалку сухих грузов – до 25,2 млн тонн (−12,4 %), наливных – до 60,7 млн тонн (−0,2 %). Наибольший рост показателя продемонстрировал порт Архангельск – 3,4 млн тонн (+95,9 %). Через Мурманск перевалили 47,6 млн тонн (−11,2 %), Сабетта – 26,6 млн тонн (+5,1 %), Варандей – 4,6 млн тонн (−4,3 %).
Морпорты, расположенные на Каспийском море, показали совокупный оборот грузов на уровне 7,6 млн тонн (+4,9 %): сухих – 5,2 млн тонн (+12,1 %), наливных грузов – 2,4 млн тонн (−7,9 %). В то время, как порт Астрахань нарастил перевалку до 3,6 млн тонн (+4,6 %), порт Махачкала сократил её до 3 млн тонн (−7,4 %).
Ранее «ФедералПресс» сообщал о динамике грузооборота морских портов в России за три квартала 2024 года.
О том, как выросли морские перевалочные мощности в России, читайте в специальном обзоре «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева