Украина попыталась атаковать компрессорную станцию «Русская» в Краснодарском крае, обеспечивающую подачу газа по «Турецкому потоку». Это не первый случай провокации: с 1 января Киев прекратил транзит российского газа, а до этого происходили атаки на другие важные инфраструктурные объекты, такие как «Северный поток». Все подробности ЧП и его последствия – читайте на «ФедералПресс».
Попытка Киева атаковать газовую инфраструктуру
11 января 2025 года украинские власти предприняли попытку атаки на газовую инфраструктуру в Краснодарском крае. Киев использовал девять беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для удара по компрессорной станции «Русская», которая обеспечивает подачу газа по трубопроводу «Турецкий поток». Однако все дроны оказались сбиты силами ПВО, угрозы для обслуживающего персонала не возникло.
Падение осколков одного из беспилотников привело к незначительным повреждениям здания и оборудования газоизмерительной станции. Тем не менее аварийные службы ПАО «Газпром» оперативно устранили последствия, работа станции не была нарушена.
«Турецкий поток» – важнейший маршрут для поставок газа в Турцию и Южную Европу. Газопровод был запущен в эксплуатацию в 2020 году: компрессорная станция «Русская» в Краснодарском крае служит его отправной точкой. На данный момент это последний активный маршрут для поставок российского газа в Европу.
Контекст киевских действий
Инцидент не стал исключением в череде провокаций, направленных на российские энергетические объекты. С 1 января 2025 года Украина остановила транзит российского газа через свою территорию, ссылаясь на «национальную безопасность». Решение было ожидаемым, поскольку соглашение о транзите между «Газпромом» и «Нафтогазом» истекло в конце 2024 года. Украинские власти неоднократно заявляли о намерении не продлевать контракт.
«Что касается ЕС, то остановка транзита газа повлияет на него как в политическом, так и в экономическом плане. Влияние будет ощущаться под воздействием спроса и предложения. Речь идет не просто о повышении или снижении спроса, а о том, что ситуация балансирует на грани дефицита, поскольку я уже упоминал о неснижаемом остатке, который мы поставляем в ЕС. Этот объем нельзя заменить альтернативными источниками. Здесь есть определенные пределы», – прокомментировал «ФедералПресс» экономист Михаил Беляев.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо в своем открытом письме к руководителям Европейской комиссии и Европейского совета предупредил о последствиях молчаливого согласия с односторонними поступками Украины. Он отметил, что такие действия могут привести к росту напряженности в Европе и взаимным ответным мерам.
Многие политические деятели, включая главу совета движения «Другая Украина» Виктора Медведчука, считают, что Зеленский использует газовую проблему как инструмент для собственного пиара, манипулируя западными странами. По его мнению, западные державы могут обойтись без посредничества Украины.
«Владимир Зеленский пытается превратить мировую политику в дешевый балаган и заставить его работать по своему сценарию», – написал политик.
Отголоски прошлого: диверсии на «Северных потоках»
Кроме того, стоит напомнить о другой значимой диверсии, связанной с газовыми поставками – взрывах на трубопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» в сентябре 2022 года. События стали крупнейшей атакой на европейскую инфраструктуру со времен Второй мировой войны и привлекли внимание к уязвимости газовых маршрутов.
На сегодняшний день расследование инцидентов продолжается, несмотря на сложности, с которыми столкнулись власти Дании, Германии и Швеции. В феврале 2024 года было объявлено о завершении расследования в Дании и Швеции, так как дело оказалось вне их юрисдикции.
«Если говорить об альтернативных способах доставки, то «Турецкий поток» не сможет полностью заместить украинскую ветку. Некоторые объемы могут быть перенаправлены, но полностью их заместить не получится, так как пропускной способности просто не хватит. У нас никуда не делись поставки сжиженного газа. Они в прошлом году были на уровне 22 млрд кубометров и, я думаю, в 2024 году будут, скорее всего, не меньше. Никакие санкции в отношении сжиженного газа не вводились, и европейские компании с удовольствием продолжают покупать российский сжиженный газ», – рассказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1