В России начался процесс постепенного отказа от Единого государственного экзамена (ЕГЭ), заявил депутат Госдумы Ярослав Нилов. По словам парламентария, существующий госэкзамен не отвечает современным образовательным требованиям. Правда ли это, какой формат тестирования может прийти на смену ЕГЭ и почему эксперты все чаще говорят об интегральной системе оценки знаний учащихся: читайте в нашем материале.
Устаревший формат
Депутат Госдумы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов заявил, что Россия постепенно откажется от формата ЕГЭ. Политик отметил, что у госэкзамена есть большое количество недостатков, не позволяющих адекватно оценивать знания учащихся. Нилов также посетовал на то, что современные школьники разучились мыслить, а формат экзамена дает возможность не заучивать информацию, а «угадывать» варианты ответа.
«Именно за это мы критикуем ЕГЭ, он убил интегральность, комплексный подход, возможность многогранной оценки знаний, глубины знаний, возможности мыслить. Даже если человек неправильно озвучит факты, но мыслит правильно, это несравнимо с тем, что он случайно угадал, выбрав из предложенных вариантов», – сказал Нилов.
Парламентарий подчеркнул, что процесс отказа от ЕГЭ уже начался, и в настоящее время вырабатывается новый механизм оценки знаний, который совместит преимущества советской и российской системы образования.
«Как ярый противник ЕГЭ я убежден, что в России появится новый формат оценки знания школьников, в основу которого войдут лучшие стороны ЕГЭ, советской системы образования, а также российской. Я убежден, что процесс отказа от ЕГЭ уже начался», – добавил депутат.
Что может прийти на смену ЕГЭ
Основой для проверки реальных знаний учащихся должна стать интегральная оценка, заявил глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. По его мнению, ЕГЭ фактически стал вступительным экзаменом в вузы, а знания по всему спектру школьных предметов в настоящее время не контролируются. Новый механизм должен побуждать учащихся осваивать всю образовательную программу целиком, а не концентрироваться на каких-то определенных предметах.
«Нужна некая интегральная оценка знаний выпускников, например средний балл, как это было в Советском Союзе. Этот балл мог бы высчитываться как средняя оценка, полученная учеником в учебной четверти или полугодии в ходе изучения соответствующего предмета. Этот средний балл должен учитываться при поступлении в университет наряду с результатами ЕГЭ. Фактически это будет четвертая оценка – три экзамена плюс средний балл», – сказал Фадеев на заседании СПЧ с участием президента РФ Владимира Путина.
Новый механизм оценки поддержали в Госдуме и в Российской академии образования. Депутат Госдумы Яна Лантратова заявила, что интегральная оценка позволит получить объективное представление о подготовленности выпускника, а президент РАО Ольга Васильева назвала новую инициативу «разумной идеей».
Дискуссия об отмене госэкзамена
Дискуссия об отмене ЕГЭ ведется уже больше двух десятилетий. Педагоги, родители и профильные эксперты неоднократно высказывали критику в адрес экзамена – по их мнению, ЕГЭ существенно снизил качество подготовки обучающихся и повысил их уровень стресса.
У существующего формата оценки знаний есть как противники, так и сторонники, которые отмечают унификацию экзамена как процедуры, упрощение процесса поступления в вузы и повышение прозрачности в отечественной системе образования. По мнению Ольги Васильевой, альтернативы ЕГЭ в настоящее время нет. «Мы все еще не видим реальной альтернативы ЕГЭ. Введение этого формата очень сильно изменило нашу систему образования, и слишком резкие решения сегодня просто неуместны», – заявила президент РАО журналистам.
Что говорят эксперты
Депутаты разбивают термометры
Политический консультант и депутат Госдумы Анатолий Вассерман подчеркивает, что многие инициативы, исходящие от либерально-демократической партии, имеют под собой политическую подоплеку. «Большая часть этих инициатив направлена на саморекламу в преддверии выборов. Это не новость для меня как для политического аналитика с более чем 30-летним стажем», – говорит Вассерман. Он акцентирует внимание на том, что, если депутат Нилов предложит конкретный формат, он будет тщательно изучен и оценен экспертами, включая методистов и членов комитета по просвещению, где он сам работает.
«На сегодняшний день ЕГЭ обеспечивает наибольший охват учебного материала, что является его неоспоримым преимуществом. В отличие от классического экзамена, где многое зависит от случайности, ЕГЭ представляет собой пакет из десятков вопросов, позволяющий охватить практически весь учебный предмет», – добавляет эксперт. Вассерман также отмечает, что, несмотря на критику, связанную с внедрением ЕГЭ, многие нарекания касаются не самого экзамена, а общего состояния образования, которое, по его мнению, деградирует. «Отношение к ЕГЭ напоминает отношение больного к термометру: вместо того чтобы лечиться, многие разбивают термометр об стенку, не желая принимать реальность», – подчеркивает он.
Социальный лифт для провинции
Заслуженный учитель России Евгений Ямбург также делится своим мнением об инициативе парламентария, утверждая, что ЕГЭ – важный элемент образовательной системы. «Я был противником ЕГЭ, когда он только появился, так как это была настоящая угадайка. Но со временем система изменилась, и теперь она включает более сложные формы, такие как эссе и говорение на английском языке», – говорит Ямбург. Он подчеркивает, что независимая оценка результатов экзаменов позволяет избежать предвзятости со стороны учителей, что было распространено в советское время.
«ЕГЭ дает социальный лифт для талантливых учеников из провинции, позволяя им поступать в лучшие учебные заведения. Это важный аспект, который нельзя игнорировать», – добавляет он. Ямбург также акцентирует внимание на том, что образование должно развиваться, и необходимо учитывать не только умственный, но и нравственный интеллект. «Образованием нельзя управлять хаотично, как пьяный шофер, который не знает, куда ехать. Важно, чтобы процесс обучения был продуманным и целенаправленным, а не случайным», – подчеркивает он.
«Мы должны стремиться к созданию системы, которая будет развивать не только знания, но и личностные качества учащихся. Важно, чтобы образование формировало не только умных, но и ответственных людей», – резюмирует Ямбург.
В то же время глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что в ближайшие годы ЕГЭ отменен не будет.
Фото: ФедералПресс / Антон Федулов