Top.Mail.Ru
Общество
Тюменская область
0

Реагенты или пескосоль? Почему российским городам стоит разобраться с уборкой улиц

улица
Почему в Москве хорошо, а на Урале плохо чистят улицы

Снежный ком недовольства растет в уральских городах, но мэры, кажется, не торопятся переходить на реагенты нового поколения. Напротив, в ту пору, когда Тюмень решила тестировать химическую «приправу» на дорогах, глава Екатеринбурга наотрез отказался использовать противогололедный материал. Однако в том же Подмосковье даже в самый снежный день с помощью нового реагента с легкостью избавляются от наледи и снежной каши. Почему в столице хорошо, а на Урале плохо чистят улицы – «ФедералПресс» спросил у экспертов.

Чисто в Химках

Канун Нового года. Подмосковные Химки. С обеда зарядил нормальный такой снегопад, продолжительный, хлопьями. Кажется, все: погодная аномалия в считанные минуты организует дорожный коллапс, а в травмпунктах перед праздником выстроятся очереди.

«По опыту Екатеринбурга знаю, что любое ухудшение погодных условий моментально сказывается на жизни уральской столицы: многочисленные пробки, тротуары в мяше, минимальное передвижение по городу как автомобилистам, так и пешеходам. Но что удивительно: в Химках все по-другому – тут же на улицы вышли коммунальщики. Когда рабочая сила лопатами сгребала снег, за ними шла техника. Тротуары изначально были обработаны реагентами, и после химических процессов снежный ком был успешно убран. В итоге – прекрасное настроение и чистая обувь. В Екатеринбурге если даже и использовали когда-либо реагенты, то так и оставляли в состоянии мяши», – делится с «ФедералПресс» впечатлениями от новогоднего отдыха уралец Дмитрий.

Почему в Москве хорошо, а на Урале плохо чистят улицы

По его словам, если в уральских городах по старой доброй традиции в первую очередь снег чистят первым делом в центре города, то здесь точно заботятся об окраинах. Дорожники не отложили уборку снега до будних дней, а сразу смели последствия снегопада с тротуаров и проезжей части.

Итак, техника, по сути, одинаковая, реагенты по составу идентичны, но почему уральцы чаще сетуют на вредную «химию», предпочитая пескосоляную смесь?

Почему в Москве хорошо, а на Урале плохо чистят улицы

Пескосоль и реагент – в чем разница

Исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова отмечает, что во всем мире с помощью реагентов дороги убирают более 80 лет. В России же основным противогололедным материалом до последнего времени была пескосоляная смесь. Активная замена этого материала в нашей стране началась всего 15 лет назад.

Технологии уборки с помощью пескосоляной смеси (ПСС) и реагентов сильно различаются. Снег посыпают ПСС ориентировочно через 40 минут после начала снегопада, средний расход составляет от 250 до 350 г/м2. Коричневую песчано-снежную кашу оставляют на часы, а иногда и сутки на дорогах, пока она постепенно не начнет превращаться в коричневый ледяной накат.

Почему в Москве хорошо, а на Урале плохо чистят улицы

экспертное мнение
Юлия Антонова
13.12.2024, 04:00

Эксперт по зимнему содержанию дорог об отказе от реагентов в гололед: «Эксперименты не стали неожиданностью»

Реагенты же используют ДО выпадения осадков. Нормы применения – от 20 г/м2. И как только снег или лед становится талым, его должны сметать. Тогда дороги будут сухими и чистыми. К слову, по действующим нормативам дорожные службы должны прометать снег, если его слой превышает 5 см, а полностью чистой от снега и льда проезжая часть должна быть через 3–6 часов после прекращения осадков. Поэтому при использовании реагентов дорожным службам не нужно совершать дополнительных действий – они и так должны прометать дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597 достаточно быстро. Применение реагентов как раз позволяет укладываться в норматив и предотвращать образование колеи.

«Однако чтобы убирать снег с дорог по правилам, должны быть соблюдены как минимум три условия – наличие дорожной техники, способной дозировать материалы, технологий и норм расхода. В Москве, например, дороги в зимний период обрабатывают реагентами более 10 лет. Специалисты перестроили свой менталитет, знают, сколько и когда сыпать, когда убирать. Немаловажно, что и техника в столице давно перестроена на реагенты. Машины могут распределять вплоть до 10 г/м2», – подчеркивает эксперт.

Предположения об ошибках дорожников

Анализируя совершенно разные ситуации с уборкой снега на Урале и в Москве, Юлия Антонова приводит предположения, почему в некоторых городах при использовании реагентов возникают проблемы.

Во-первых, если используется старая и «заточенная» под пескосоль техника, то она не может рассыпать меньше 250 г/м2 противогололедной смеси. В результате вместо талого снега мы получаем лужи в минус 15 градусов.

Во-вторых, нехватка кадров и техники (это признает руководство ряда городов, но винит реагенты) не позволяет убирать дороги по ГОСТу. Каша лежит по 8–12 часов, что вызывает недовольство водителей и пешеходов.

В-третьих, не вникнув в нюансы работы реагентов, их применяют, как пескосоль – засыпают в сугробы в больших количествах.

Почему в Москве хорошо, а на Урале плохо чистят улицы

«Но надо понимать, что каждый реагент имеет свои особенности. Его главная задача – расплавить лед и снег, чтобы эти остатки было легко смести. Отказываться от реагента из-за того, что он плавит снег, все равно что запрещать краску, потому что она красится», – иронизирует эксперт.

И приводит статистику Госавтоинспекции, согласно которой зимой в городах каждая вторая авария происходит из-за колеи или гололеда. «Реагенты позволяют не только быстро убирать существующую наледь, но и предотвращать ее появление, в отличие от песка, который на это не способен. Официально отмечено, что при применении современных противогололедных средств количество ДТП зимой снижается в среднем на 25 %, а число травмированных пешеходов – в 2–3 раза. Поэтому Ассоциация рекомендует администрациям городов сначала разобраться в правилах применения этих средств, а уже после решать, действительно ли нужно их запрещать или же стоит что-то изменить в подходе», – говорит Юлия Антонова.

Почему в Москве хорошо, а на Урале плохо чистят улицы

Как использовать реагент

«ФедералПресс» обратился к производителю популярного реагента, который используют в том числе на московских улицах, а также тестируют в Тюмени. Специалисты Уральского завода противогололедных материалов пояснили, что у каждого ПГМ есть подробная инструкция, где прописаны особенности применения.

Основных этапов применения три:

  1. Очистить дорожное полотно от рыхлой снежной массы;
  2. Равномерно обработать поверхность реагентом в соответствии с инструкцией;
  3. Промести остатки плавления и уборки оставшейся снежно-ледовой массы с дорожного полотна в течение трех часов после обработки.

«При этом основываются они на механизме действия средства. Гранула начинает реагировать со льдом и снегом с выделением теплоты, проникает вглубь структуры льда, доходит до основания сформировавшейся ледяной корки, растворяется в насыщенный солевой раствор и производит «отслаивание» наледи от дорожного полотна, а также разрушает внутреннюю структуру снежно-ледового образования. В результате при последующем проходе снегоуборочной техники образовавшаяся рыхлая снежно-ледовая масса легко удаляется с дорожного полотна», – поясняют производители.

Почему в Москве хорошо, а на Урале плохо чистят улицы

При применении реагента также важно соблюдать определенные условия:

  • В случае снегопада перед обработкой сначала должна быть произведена расчистка участка снегоочистительной техникой.
  • В случае получения предупреждения о возможном переходе температуры через нулевую отметку желательно производить превентивную обработку дорожного полотна до выпадения осадков минимально возможной дозировкой материалов.
  • В условиях мощных и длительных снегопадов рекомендуется, чтобы спецтехника, осуществляющая применение реагента (в данном случае конкретного производителя), следовала сразу за снегоочистительной техникой.

Кроме того, производители выезжают к заказчикам и проводят презентации продукта, в рамках которых дается подробная информация по технике применения, инструктаж, показывается, как правильно применять реагент.

«Что касается каких-либо ошибок, то здесь может быть несколько факторов: начиная от простого человеческого фактора и заканчивая форс-мажорными ситуациями с обильными снегопадами, которые требуют определенных ресурсов для ликвидации их последствий», – не исключают производители.

Почему в Москве хорошо, а на Урале плохо чистят улицы

Ранее эксперт «ФедералПресс» опровергла мифы о вреде современных реагентов. Она подчеркнула, что в городах, где начато использование современных противогололедных материалов, зафиксировано значительное уменьшение зимней аварийности. Мы также исследовали, какие города лучше справляются с чисткой дорог от снега.

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин, Елена Аталыкова, Герман Парло, Анна Миронова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.