2025 год начался для российского автомобильного рынка с не самых оптимистичных прогнозов. Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин предсказывает, что в ближайшие месяцы банкротство может коснуться значительного числа игроков отрасли. Что ждет российский авторынок в этом году, рассказывает «ФедералПресс».
По данным РОАД, в 2024 году 60 % от общего числа дилеров (4000) работали с убытками и в 2025 году их финансовое положение только ухудшится. Проблемы с кредитованием, а также трудности с продажей автомобилей маломаржинальных и проблемных марок усугубляют ситуацию, передают autonews.ru.
Прогнозы по объему продаж новых легковых автомобилей на 2025 год неутешительны: по сравнению с 2024-м ожидается снижение на 15 %, до 1,45 миллиона машин, а падение может составить и 25 %, до 1,3 миллиона. Это может привести к тому, что треть автодилеров поменяет профиль или полностью покинет рынок.
Прекращение сотрудничества с китайскими марками
В последние месяцы появились новости о прекращении сотрудничества российских дилеров с китайскими марками, которые не пользуются большим спросом.
Например, «Рольф» отказался от продажи автомобилей брендов BAIC, Kaiyi и российской марки Sollers, которая собирает автомобили на китайской базе. Позднее, однако, компания опровергла информацию о прекращении сотрудничества с маркой Evolute, пояснив, что эта информация была неверной.
В январе 2025 года с сайта пермского автохолдинга «Автопрестиж» исчезла линейка автомобилей Kaiyi. О прекращении сотрудничества с маркой BAIC заявили представители автопроизводителей. Однако эти данные холдинг опроверг.
Проблемы маломаржинальных брендов
На рынке остались бренды, чьи автомобили по сути являются труднопродаваемыми и малознакомыми российским потребителям. Среди таких марок можно выделить Kaiyi, SWM и Forthing, чьи показатели продаж за 2024 год не впечатляют. Например, на счету Kaiyi за 11 месяцев – всего 7,3 тысячи автомобилей, и почти все они ушли в такси. Еще хуже ситуация у брендов SWM и Forthing: продажи этих марок недотянули даже до 1500 автомобилей за год.
Многие из таких марок не имеют даже достаточного числа дилерских центров, что также сказывается на их успехах. Например, каждый дилер Haval продавал в среднем по 109 автомобилей в месяц, а такие бренды, как Ora, FAW, Forthing и Wey, реализовывали всего несколько машин в месяц. Это подтверждает тот факт, что их перспективы на российском рынке выглядят крайне слабыми.
Будущее малых китайских марок
По мнению экспертов, в 2025 году на российском рынке продолжится сокращение китайских авто, которые не смогли завоевать популярность.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр отметил, что мелкие китайские бренды уйдут с рынка, так как им сложно поддерживать продажи, обеспечивать нужное количество запчастей и сервисное обслуживание. Однако он также подчеркнул, что некоторые марки, такие как «Москвич», смогли найти свою нишу, снизив цены, что позволило им улучшить продажи.
Проблемы с брендами, собираемыми на калининградском заводе «Автотор», также не оставляют сомнений в том, что не все китайские марки смогут удержаться на российском рынке. Эксперты считают, что успех могут иметь только те бренды, которые уже зарекомендовали себя на международной арене и имеют определенное признание в Китае.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин