НОВОСИБИРСК, 30 января, ФедералПресс. В 2024 году количество закрытых шоурумов китайских автомобильных брендов в России увеличилось в 2,4 раза – до 449 точек. Основная причина закрытий – отсутствие прибыли у дилеров, которые часто сами решали разорвать контракты. В некоторых случаях к этому подтолкнули и дистрибьюторов.
«С рынка уходят прежде всего слабые игроки, не выдерживающие конкуренции. Как и на любом рынке, всегда закрываются нерентабельные бизнесы, а открываются более сильные и перспективные. На данный момент дилерские центры в основном китайские. Рынок сейчас стабилизируется после бурного роста китайских брендов, вызванного уходом западных производителей в связи с началом СВО», – рассказал директор по развитию компании «Бакра 2.0» Александр Загорулько в интервью «Ъ-Кубань».
По данным аналитиков, на долю закрытых автосалонов приходилось всего 1–2 % от общего объема продаж.
«Когда-то в России закрылись дилерские центры таких брендов, как Honda, Ford, Citroen, Opel и Chevrolet – все эти компании просто не выдержали конкуренции», – напомнил Загорулько.
Эксперт выделяет несколько крупных китайских брендов, которые, по его мнению, имеют хорошие перспективы в России. Это Haval, Tank, Geely, Chery, Changan, Omoda, Jaecoo и Belgee. Также среди многообещающих он называет Gac, Jetour и Jac, которые показали сильную динамику продаж в 2024 году. Сегодня китайские автомобили занимают более 58 % российского рынка.
Отдельно стоит отметить бренд гибридных автомобилей LiXian, который не имеет официального представительства в России, но сумел продать более 23 тысяч автомобилей в 2024 году через параллельный импорт.
Особое внимание стоит уделить проблемам с локализацией производства. Бренды, не решившие этот вопрос, столкнутся с растущими затратами из-за повышенной ставки утилизационного сбора. Кроме того, китайские марки конкурируют с российскими автомобилями. Например, Lada в основном представлена в сегменте бюджетных и среднеценовых седанов, где конкуренция минимальна. В то время как бренды, такие как «Москвич», X-Cite и Solaris, борются в более высоком ценовом сегменте.
Важно понимать, что закрытие дилерского центра не всегда означает уход бренда с российского рынка. Владельцы автомобилей могут обратиться к другим дилерам или напрямую к импортеру, если тот продолжает свою деятельность в стране.
Напомним, в 2024 году доходы государственного бюджета России от утильсбора составили 1,1 триллиона рублей, из которых 669 миллиардов рублей поступили от ввоза транспортных средств.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова